125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам
Передо мной небольшой брусок чёрного хлеба. 125-граммовый, он умещается на ладони. Глядя на него, невольно задумываешься: как такой кусочек с незначительным количеством муки, преобладающими примесями льняного жмыха, отрубей, сои спасал жизнь в блокадном Ленинграде. За хлебом выстраивались огромные очереди, его меняли на золотые украшения ради одного – чтобы выжить.
В планах Вермахта было окружение города и ликвидация его жителей. Уже к августу были перерезаны железные дороги, связывающие северную столицу со всей страной. 8 сентября Ленинград оказался в полной изоляции с моря, суши, воздуха. 872 дня, чудовищно страшных, поглотивших тысячи человеческих жизней, продолжалась блокада…
Надо отдать должное отделу молодёжи администрации района во главе с В. Петровой, не только продолжившей заложенную предшественником А.Андреевым традицию раздачи блокадного хлеба, но и расширившей и разнообразившей, придавшей ей форму инсталляции. Участники акции, старшеклассники школ посёлка и студенты филиала колледжа им. Коняева, серьёзно и ответственно готовились к мероприятию. Разыскивали старые платки и шали, телогрейки, треухи, записывали для радиотрансляции стихотворения.
Щемило сердце при виде воссозданной улицы блокадного Ленинграда (площадка у РДК). Здесь согревающиеся у костра бойцы, мать с закутанным ребёнком на саночках, женщина с ведром, идущая на реку за водой. И огромная очередь за хлебом, выдаваемом по карточкам, «с огнём и кровью пополам», как писала очевидец происходящих событий О. Берггольц. За ним пришли и жители посёлка, видевшие город в военные и послевоенные годы.
Несколько килограммов хлеба, напоминавшего по вкусу блокадный, испекли в райпо. Аккуратно разрезав 150 буханок, получилось более 600 пайков.
Надежда РОМАШОВА. Фото автора
Спасибо за память!