На островке колхозной жизни

Ю.Ю. Ковров

СПК «Агро Колос» – одно из немногих «дышащих» сегодня хозяйств в районе. И этим коллектив обязан своему председателю. Вчера Ю.Ю. Коврову исполнилось пятьдесят.

– Юрий Юрьевич, 50 – это много или мало?
– По моим меркам, не так уж и мало, если учесть, что этот отрезок жизненного поля самый важный: поиск и выбор профессии, создание семьи, становление самого себя.

– Бухгалтер Валентина Витальевна Орлова, Ваша правая рука, открыла мне Америку: родились Вы не в Дружной Горке, как думала до сих пор, а в Васькове…
– Да. Была такая деревня в 6 км от Ранцева, сейчас от нее ничего не осталось. По соседству Давыдково, куда ходил в начальную школу. В 70-е там была еще и больница. Потом учился в Ранцевской школе, где директорствовала мать. Отец работал шофером в совхозе. Мои друзья детства Володя Уткин, Гена Миняев. Но никто из них в деревне не остался.

В начале перестройки наша семья перебралась в Дружную Горку, на родину матери. Там действовал лесоучасток, платили деньги, цивилизация на порядок выше. Сейчас в Дружной родители и брат.

– Как получилось, что многие годы Вас связывают с Максимковом?
– После окончания Оковецкой средней школы поступил в Калининский сельхозинститут на факультет механизации. Какой был другой путь деревенскому мальчишке, крутившемуся постоянно с отцом у техники?! Учился по направлению от совхоза «Ранцевский», получал стипендию 49 рублей. На последнем курсе судьба свела со Светланой Вишняковой из Максимкова – туда с ребятами ездил в клуб на мотоцикле. По окончании института тесть В.М. Вишняков, директор совхоза, предложил должность главного инженера. Директор «Ранцевского» В.Л. Стельмахов был против. Вопрос разрешился на районном уровне.

– Думал ли тогда молодой специалист о карьере руководителя?
– Даже в голову не приходило. Меня вполне устраивала должность, чувствовал надежный тыл Максимыча.

– Каким тогда было хозяйство?
– Мы ходили в середнячках, на слуху колхозы им. Калинина, «Искра», совхоз «Соколово». Там строили, туда вкладывались средства. На нас обратили внимание позже. Начали вести асфальтовую дорогу, строить коттеджи на центральной усадьбе. Как молодой специалист я тоже получил жилье. В 1997 году открылась новая школа, и дочь Юля пошла в первый класс.

– Что унаследовали от своего именитого родственника, с которым связывались успехи, главным образом в растениеводстве?
– Стремление к порядку, дисциплине, ответственность – если что-то возникает непредвиденное, ночью спать не буду. Пророческими оказались слова родственника по материнской линии, азановского председателя Федорова: случится что с Максимычем – хозяйство не бросай. Вот с июня 2010 года – председатель.

Очень важно правильно строить отношения в коллективе. Будучи инженером, я в большей степени контактировал с механизаторами, теперь и с животноводами, рабочими, специалистами, работниками социальной сферы. Ведь приходится решать вопросы не только производства. Как у районного депутата есть ответственность перед избирателями.

– Удалось привнести в хозяйственную деятельность что-то новое?
– Поскольку основной доход получаем от молока, во главу угла поставили обновление стада. На породных, высокоудойных коров не замахивались – силенки не те. Провели выбраковку низкопродуктивных, избавились от лейкозных, постепенно вводя в стадо своих нетелей. Ну и растениеводство ни в коей мере не сбрасывали со счетов. Приобретали качественный посевной материал, удобрения, химикаты. Ежегодно продаем населению и хозяйствам зерно, корма. Все это тоже деньги.

– Как сумели погасить долги?
– За счет улучшения производственных показателей, экономии средств – разумной, конечно.

– В последние годы, несмотря на дороговизну, у вас прирастает тракторный парк…
– Мы приобрели МТЗ-82, грабли, пресс-подборщик, погрузчик, ГАЗ-3309 для доставки молока, холодильное оборудование: раньше из-за его отсутствия молоко шло несортовое. Мы теряли в выручке. Теперь качество выше, а значит, и закупочная цена.

– Сегодня СПК «Агро Колос» это…
– Четырнадцать постоянных рабочих с минимумом специалистов. Имеющиеся совмещают по нескольку обязанностей. Производственная база – это мастерские с 16 единицами техники, молочно-товарная ферма, складские помещения. Но самый главный потенциал – люди, почти все местные.

– Что, на Ваш взгляд, мешает развитию хозяйства?
– Многое. Но прежде всего недостаток кадров. И что особенно беспокоит – отсутствие будущей подпитки. Сейчас средний возраст механизаторов за 40, животноводов чуть меньше. Местных, желающих работать на ферме или в поле, нет, не находятся и из других районов. Инфраструктура отстает от современных потребностей. У нас нет ни библиотеки, ни ДК, ни ФАПа. Из-за сокращения числа учеников в ближайшие годы может закрыться и школа. Нестабильно работает сотовая связь.

– А диспаритет цен?
– Об этом слышать наверху не хотят. Будь закупочные цены на сельхозпродукцию выше (сейчас, к примеру, Ржевский завод за литр молока платит 22 руб.), субсидии, соразмерные затратам, можно было думать о строительстве фермы. А поскольку у нас они в деревянном исполнении, субсидии на их реконструкцию не предусмотрены.

Думали мы о спонсорах, отправляли «характеристику» в область. Но отсутствие водоема (все хотят, чтоб рядом озеро или река), удаленность от райцентра (32 км) никого не прельщают. С одной стороны, даже хорошо: у нас частно-долевая собственность, мы сохранили земельные паи. Пришел бы другой хозяин, все подобрал под себя.

– И все-таки вы сеете, готовите корма, производите молоко. У людей есть работа…
– За это я должен сказать огромное спасибо механизаторам и животноводам. Их самоотверженный труд, любовь к своей земле – основа жизнеспособности хозяйства. Мы в сроки управились с посевной, но, боюсь, как бы не смазала результаты погода. Травостой хуже, а пора начинать заготовку кормов. Всходы из-за переувлажнения и недостатка тепла желтеют.

Сложно поправить положение и в стране: многое упущено. Народ «кучкуется» в крупных городах и около, ищет где лучше. Собственно, так поступила и моя дочь. Окончив сельхозакадемию и отработав в хозяйстве определенный срок, уехала в Тверь.

– Но у вас еще и сын?
– Да. Виктор, назвали в честь деда, заканчивает службу в армии. Ждем домой через неделю.

– Вас можно видеть на берегу местного водоема. Рыбалка – основное увлечение?
– Нет, верх берет охота. Специально на это время беру отпуск, обычно декабрь. Участвую с азановскими ребятами в загонной охоте на лося, с вышки на кабана.

– Ваш главный охотничий трофей.
– Сохатый. Хотя убивать жалко: живое существо, но азарт берет свое, да и много зверья развелось в наших лесах.

Надежда РОМАШОВА. Фото Вячеслава СМИРНОВА

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru