Рубрики
Реклама

Водитель афганских дорог

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Молодым пограничникам в 70-80 годах прошлого века выпала не обычная для погранвойск доля: служить не на границе СССР, а за ней, охранять рубежи Родины не с внутренней, а с внешней стороны. В Афганистане воевало несколько пограничных отрядов. В одном из них довелось служить Алексею Журавлёву. За полтора года службы военному механику-водителю пришлось немало поездить по небезопасным дорогам Афганистана, выполняя трудные рейсы, длившиеся по несколько суток, через горные хребты и горячие пески. Нередко приходилось ночевать там, где застала ночь – под крышей кабины…

– В казармах, если так можно назвать землянки, мы и не жили. Нашим домом был БТР. С автоматом никогда не расставались, спали с ним, – говорит.

Родился Алексей в г. Западная Двина. После окончания средней школы поступил в Калининский сельскохозяйственный институт. Окончил первый курс – и армия. Призвали в Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ. Сначала направили в «учебку». Сержантская школа стала непростым испытанием для курсанта. После коротких пограничных курсов был направлен в Киргизский погранотряд. На заставу даже не попал: откомандировали в состав 3-й мотоманевренной группы, дислоцировавшейся в районе г. Мазари-Шариф. В октябре 1985 года аэродром Кабула принимал очередной русский десант. Тогда были сделаны первые шаги по афганской земле.

– Природа там для нас непривычная – один песок. Два раза за ночь снег выпадал и тут же таял. Первая ночь запомнилась тем, что в основном никто не спал. Только окопались в землянках, покушали, как выскочили всадники (это были бандиты) и направились в нашу сторону. По приказу командира открыли огонь. Утром нашли лишь трёх убитых лошадей, – ненадолго призадумался. – Помнится всё, даже то, как первый раз пришли в столовую. Сидят за столами дембеля, они уже чувствовали себя «местными жителями», кушают. Спрашивают нас: «Мослы будете?» Мы не знали, что так они называли мясо, но всё равно отвечаем: «Будем». «Тогда садитесь», – и подали кастрюльку. В общем, встретили нас доброжелательно. – Неожиданно дополнил. – В самом центре города Мазари-Шариф построена голубая мечеть, на то время самая высокая из всех в Афганистане.

Командир отделения 3-й погранзаставы Журавлёв в составе своего подразделения обеспечивал безопасную обстановку в приграничной полосе, отслеживал и перекрывал пути движения караванов, охранял советских специалистов, строивших газопровод «Мазари-Шариф», так как часто случались нападения на работающие бригады. Пограничников привлекали и к сопровождению колонн, которые нередко поджидала душманская засада. И всегда требовалось самообладание, мастерство и личная храбрость.

– Украинцы, белорусы, таджики и узбеки – все мы жили одной дружной семьей, помогали друг другу, иначе в тех условиях и быть не могло.

Со мной служили земляки: Слава Яковлев из г. Зубцова и Женя Малышев из г. Лихославля. Со Славой многое сближает: из одного института призывались в армию, получили распределение в одну «учебку», в Афгане тоже рядом были, вместе вернулись домой, продолжили учёбу и окончили институт. Сейчас он живёт в Кимрах. Мы продолжаем дружить. А вот с Женей ни разу не виделись. С остальными сослуживцами тоже не встречался. Два раза ездил в Москву, в парке Горького традиционно собираются воины-афганцы – из наших сослуживцев никто не присутствовал.

Так и чередовалась его армейская жизнь – то выходы на боевые задания, то сопровождение колонн, то охрана газопровода – все полтора года. Война не щадила «зелёные фуражки», но Алексей и его сослуживцы вернулись домой живыми, правда, некоторые ранеными. Нужно было отвыкать от жизни «по законам военного времени». Но во сне война время от времени напоминала о себе.

Сразу же после демобилизации воин-афганец восстановился в институте. После успешного окончания начал трудовую деятельность в должности инженера по трудоёмким процессам в совхозе «Севастьяновский» Западнодвинского района. В колхоз «Прогресс» главный инженер Журавлёв уже переезжал семейным человеком. В 1998 году молодая семья, в которой подрастала дочь, поселилась в Селижарове – на родине жены. Посёлок стал родным. Здесь родилась вторая дочь. Сначала устроился главным инженером в колхоз им. Фрунзе. После его реорганизации работал механиком на консервном заводе. В настоящее время – заместитель директора по техническим вопросам в ООО «Селижаровский карьер».

Алексей занимает активную гражданскую позицию. Партбилет получил ещё во время армейской службы в Афганистане.

В значимые для «боевого братства» даты Алексей надевает «зелёную фуражку» и награды. Молодой парк, заложенный за зданием бывшего кинотеатра, стал местом сбора и «афганцев», и «чеченцев», и десантников, и пограничников. Здесь установлен символический красно-зелёный столб, какие опоясывают Россию по всем её границам.

«Афганистан живёт в моей душе…» Эта песня, которую исполняет известный певец Михаил Муромов, неразрывно связана с той далёкой жизнью многих знакомых нам людей. Время прошло, а боль и горечь утрат осталась.

Татьяна ВИКТОРОВА

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru