Рубрики
Реклама

Необычный восемнадцатый

Сто лет назад, начало 1918 года, для жителей Селижаровской волости Осташковского уезда было ознаменовано важным событием. 4 января выборные представители деревень собрались на земское волостное собрание, чтобы решить вопрос о власти. В протоколе, который хранится на стенде в нашем краеведческом музее, записано, что оно прошло в присутствии председателя Ф.С. Лебедева, секретаря Н.В. Суворова и главного уполномоченного от уезда.

Собравшиеся приняли решение ликвидировать волостное земство и избрать Совет, за который высказались 20 человек. За земство ратовали 18. Единогласно в президиум Совета избрали комиссара Ф. Лебедева и С. Бадунова, которые должны были принять дела от бывшего председателя волостного земства Кукушкина и приступить к своим обязанностям. Настоящее собрание отстранило бывших членов земельного и продовольственного комитетов и тайным голосованием избрало А. Клевцова, И. Кунакова, И. Кочерова и И.Прокофьева. Именно эти два комитета непосредственно руководили хозяйственной деятельностью в Селижаровской волости в этот период. Крестьяне волостей образованного впоследствии Селижаровского района в первые послереволюционные годы в своих петициях и выступлениях выдвигали требования о созыве народных представителей, о даровании равноправия, об отмене выкупных платежей и наделении крестьян землёй.

После Селижарова 10 января был избран исполнительный комитет в Киселёвской волости, организаторами которого были С.М. Прозоров и В.Е. Селезнёв. На первом Тверском губернском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов представитель Киселёвской волости сообщал: «На место волостного земства – органа богачей – выбран Совет – орган бедняков». Так утверждалось в нашем крае дело Октября. Но не всё было так просто и гладко, как нам видится по истечении многих лет.

«Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» – так записано в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой объединённым Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года.

Другие источники свидетельствуют о том, что днём утверждения новой власти в Селижарове можно считать 18 февраля 1918 года, поскольку в этот день в Тверской Совет была направлена телеграмма следующего содержания: «Жители посада Селижарова избрали Совет рабоче-крестьянских депутатов. Городская Дума упразднена. Просим зарегистрировать Селижаровский городской совет. Сделать распоряжение квартирующему в Селижарове воинскому отряду всецело содействовать Совету при проведении в жизнь его постановлений. Председатель Совета Демидов». Данный документ, хранящийся в нашем архиве, свидетельствует о том, что борьба за власть уже к марту 1918 года как бы закончилась, и большинство Советов были в руках большевиков. Сегодня практически невозможно установить истинную дату.

Один из наших краеведов, И. Соколов, в материале «Край наш Селижаровский», опубликованном 17 октября 1974 года, пишет о том, что «по мере укрепления власти на местах активизировались антикоммунистические элементы, стремившиеся всеми силами и способами причинить вред народной власти. В 1918 году, в июне, из Твери в Селижарово прибыло несколько пароходов с солдатами и лицами, одетыми в полувоенную форму. По их требованию была разобрана зашивка свай, а в нескольких местах спилены сваи моста через Селижаровку. Это требовалось для прохождения пароходов, по своей ширине более широких, чем товарно-пассажирские пароходы, курсирующие от Осташкова до Большой Коши. Мосту были нанесены большие повреждения. Позже оказалось, что эта группа проникла в Верхневолжскую флотилию с далеко идущими контрреволюционными целями. Состояла она из белогвардейцев-офицеров. На острове Городомля они свили прочное гнездо с целью уничтожения власти в Осташкове. Заговор был раскрыт и подавлен красноармейцами. О той борьбе, которая проходила в это время на Верхневолжской земле, мы рассказывали в нашей газете в прошлом году, публикуя главы из книги «Пламя над Волгой» К.И. Соколова.

В стране начинали создаваться комбеды и другие коллективные артели. В сентябре 1918 года в Селижарове избрали волостной комитет бедноты. В нём работали председатель В. Титов, Д. Громов, И. Земляков и А. Строгов. Селькор И. Кашицын в уездной газете «Известия» в декабре 1918 года писал: «В Сухошинской волости недавно организована на коммунистических началах трудовая артель сапожников». Немного позже он сообщал, что «Граждане Сухошинской волости изъявляют желание приступить к коммунально-общественной обработке полей. Из деревень слышатся возгласы: «Долой чересполосицу! Да здравствуют трудовые коммуны!». Беднота увидела, что Советская власть, истинная защитница интересов трудящихся, идёт навстречу желаниям бедноты». В Киселёвской волости в поместье Ильинское была организована сельскохозяйственная коммуна. Первое коллективное хозяйство они назвали «Заря» – символ зарождающейся новой жизни.

Организаторская работа велась зачастую в чрезвычайно трудных условиях. На перевыборах Совета Новоникольской волости победили кулаки, предложившие председателю, коммунисту Федулову, сдать дела и удалиться. Осташковский УИК отменил это решение и предложил Федулову провести новое собрание, которое в дальнейшем не избрало в состав волостного комитета ни одного из кулаков. На третьей Осташковской уездной партконференции отмечалось, что перевыборы советов в Талицкой и Хотошинской волостях прошли успешно. В большинстве случаев в эти советы были избраны коммунисты и им сочувствующие. Делегат Оковецкой волости Герц констатировал: «Кулацкие элементы не платят контрибуции. Прячут продовольствие. Оказывают сопротивление продотрядам, занимаются антибольшевистской пропагандой».

Враги навязали молодой республике войну. И в протоколах волостных собраний встречаются записи: «Поможем Рабоче-крестьянской Красной Армии, защитнице народных интересов!» Н. Смирнов из Сухошинской волости сообщал, что «волостная ячейка коммунистов направляет Чугунова и Соловьёва, изъявивших желание вступить в ряды батальона защитников революции, и рекомендует их как твёрдо стоящих на советской платформе».

«Шесть наших лучших товарищей ушли на фронт», – говорил на шестой уездной партконференции С.М. Монахов, представитель Березугской волости. Четыре коммуниста с оружием в руках защищают молодую Советскую власть от иностранных интервентов на Южном фронте, докладывал на объединённом собрании волостей представитель Борисовской волости Французов. А уездная газета «Красная волна» в конце 1919 года сообщала о том, что «недавно в посаде Селижарово состоялось собрание работников швейного промысла. Рабочие решили помочь стране и Красной Армии не только словом, но и делом – начали пошив белья для солдат». И ещё одно сообщение из этой же газеты: «19 октября в Киселёвской волости началась неделя фронта. Был созван митинг. Население сочувственно отнеслось и помогает Красной Армии хлебом и деньгами».

Сегодня кто-то иронически, а подчас и с издёвкой, пытается говорить о том времени, о той борьбе народных масс за лучшую жизнь. В большинстве своём в те годы жители российской глубинки хотели лучших перемен и боролись за новую жизнь. А последующие годы НЭПа одни считали лучшими в своей жизни, а другие хулили. Так было тогда, так бывает и сейчас. Одним что-то нравится, другим нет. Но уважать историческое прошлое, знать его и делать выводы необходимо.

Подготовил Вячеслав СМИРНОВ

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru