Рубрики
Реклама

Алло, скорая?

Традиция помощи страждущим на Руси была испокон веков. Покалеченных, обмороженных и немощных от болезней помещали в богадельни. Как правило, содержались они на пожертвования. Были и специальные кареты – по виду обычные повозки, на которых ездили по городу и подбирали увечных. В богадельнях людям оказывали помощь, отмывали, кормили и снабжали необходимой одеждой.

Настоящая «скорая» появилась в России лишь в конце 19 века в Москве. С тех пор выбрали и символику – красный крест, означающий милосердие и бескорыстную помощь страждущим. Поначалу кареты скорой помощи выезжали только на уличные происшествия, и в первую очередь спасались пьяные. На квартиры же выезды категорически запрещались по причине малого их количества. Специалисты дежурили по 24 часа: с 15.00 до 15.00. При полицейских участках для них была оборудована комната.

«Скорую» можно было вызывать круглосуточно, но делать это дозволялось только полицейским, дворникам и сторожам. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале с записью паспортных данных больного, указанием вида помощи и времени доставки в больницу.

В Петербурге служба скорой помощи открылась по инициативе известного хирурга Николая Вельяминова. В годы Первой мировой войны этот процесс пошёл гораздо активнее: появляются профессиональные бригады скорой помощи и открываются научно-исследовательские институты. Самый известный – Московский городской НИИ скорой помощи имени Склифосовского. В 1965 году на всей территории СССР одновременно с экстренными номерами милиции и пожарной охраны был введён Единый телефонный номер вызова скорой медицинской помощи «03».

Датой рождения «Скорой помощи» принято считать 8 декабря 1881 года. В этот день в Венском театре комической оперы случился пожар. Особый трагизм состоял в том, что в городе действовало много хороших больниц, но отсутствовало связующее звено, и обгоревшие люди продолжали страдать перед театром. На следующий день по инициативе доктора Яромира Мунди началось создание Венского добровольного спасательного общества с целью оказания срочной помощи на месте происшествия и последующая доставка пострадавших в клиники.

* * *

…Тамара Михайловна Грудяева, ветеран районного здравоохранения, пришла работать фельдшером на «скорую» в 1967 году. В то время не было специализированных бригад, и она как специалист должна была знать все изменения в организме, приводящие к резкому ухудшению здоровья и угрозе жизни, – от детей до стариков.

– «Скорая» тогда ютилась в крошечной комнатушке в роддоме. Потом её перевели в старое деревянное здание хирургии. Четыре фельдшера работали по сменам. Вызовов, конечно, тогда было меньше, но трудностей хватало. Никаких условий для работы создано не было. На вызовы ездили на старой, часто ломающейся машине с неработающей печкой. Весной и осенью на непроезжих дорогах часто застревали, тогда шли пешком. Однажды зимой в деревню Шалахино за больной ездили на лошади, завхоз «за рулём», – поделилась воспоминаниями фельдшер.

В настоящее время в структуре центральной районной больницы работает мобильная, оснащённая служба скорой помощи. Круглосуточно дежурят две выездные бригады. В дружном сплочённом коллективе восемь фельдшеров и столько же водителей. Сколько вызовов делает бригада за смену и с какими сложностями встречается, – об этом рассказала старший фельдшер станции скорой помощи И.В. КАЮРОВА, опытный медработник, имеющий практическую подготовку по вопросам оказания экстренной помощи при неотложных состояниях и угрожающих жизни заболеваниях.

– Ирина Владимировна, «скорую» принято считать своим семейным доктором.
– Действительно, это так. Но нужно говорить людям, чтобы они понимали: при одновременных звонках мы вынуждены их подразделять на категории срочности. Первая – это экстренные вызовы с угрозой для жизни, с критическими ситуациями, при которых у человека без медицинской помощи могут быть тяжёлые последствия или летальный исход. Например, боли в животе или сердце, потеря сознания, травмы, полученные в ДТП. Здесь время прибытия играет большую роль, «скорая» должна приехать в течение 20 минут. Однако при этом нужно учитывать удалённость населённого пункта, где находится больной. Например, до Большого Кашина мы, конечно, за это время не доедем.

Вторая категория – неотложные состояния. Это обострение хронических заболеваний и заболеваний без угрозы для жизни, например, гипертоническая болезнь, повышение температуры. Такие вызовы должны обслуживаться в течение двух часов с момента приёма звонка.

Система разделения нужна для того, чтобы снять со «скорых» лишнюю нагрузку – социальные вызовы и вызовы без риска для здоровья. В поликлинике открыт кабинет неотложной помощи, куда можно обратиться в таких случаях.

Также «скорая» обеспечивает доставку больного в лечебное учреждение для экстренной госпитализации, если в этом есть необходимость. Фельдшер принимает решение самостоятельно. Но на приём к врачу, плановую госпитализацию или домой из больницы – нет.

– Человек часто не знает, что лучше: вызвать врача из поликлиники или «скорую»?
– «Скорая» оказывает экстренную помощь. Она должна не лечить, а спасать: при действительно острых состояниях и травмах стабилизировать состояние, чтобы довезти до стационара человека живым.

– Вы каждый день сталкиваетесь с чрезвычайными происшествиями, болезнями, иногда смертью. Бывает страшно?
– Работа на «скорой» очень тяжёлая. К тому же стала опаснее. Поэтому фельдшер в первую очередь должен обладать устойчивой психикой, хорошо развитой долговременной памятью, держать в голове массу информации о болезнях, их симптоматике, лечении, методах предоставления экстренной помощи и умением ориентироваться в экстренных ситуациях. Также мы должны быть хорошими психологами, умеющими успокоить пациента. К сожалению, уважения к нам сегодня меньше. Пациенты сильно изменились. Требования у всех завышенные.

– Что самое сложное в вашей работе?
– Самое важное и самое сложное – это диагностика. Сегодня каждая бригада оснащена необходимыми портативными устройствами для диагностики состояния пациента на догоспитальном этапе (аппараты ЭКГ, глюкометры, пульсоксиметры), которые помогают отличить одну болезнь от другой. Основываясь на жалобах, осмотре, полученных результатах, бригада ставит предварительный диагноз.

– Есть ли статистика: в какие дни или время суток бывает больше вызовов?
– У нас нет такого разделения. Одни сутки не похожи на другие. Если говорить о времени года, то количество вызовов значительно увеличивается осенью и весной. Это, как правило, происходит из-за обострения хронических, а зимой простудных заболеваний. Резко увеличивается количество вызовов в праздничные и выходные дни. Люди злоупотребляют спиртным, что ведёт к бытовым травмам, дракам, ДТП.

– Бывают ложные вызовы?
– К сожалению, случаются. Причём вызывают и подростки, и взрослые люди. Ложный вызов – это не только неправильно названный адрес, но и отказ от медицинской помощи. Бывает, приезжаем в отдалённую деревню, а нам говорят: «Мне «скорая» не нужна. Вызывали родственники, а не я».

– Какие в основном проблемы со здоровьем у селижаровцев?
– Чаще всего «скорую» вызывают из-за сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний, травм. Главная проблема в самом отношении людей к своему здоровью. Не все хотят проходить диспансеризацию, прививаться от того же гриппа. Раньше было более ответственное отношение к медосмотрам. Сейчас каждый сам по себе. Нет осознания того, что здоровье зависит в первую очередь от тебя самого.

– Бывают ли случаи из ряда вон выходящие, какие-то нестандартные вызовы?
– Не часто, но бывают, и связаны они в основном с бытовыми конфликтами.

– Если у пациента нет страхового полиса?
– Мы обслуживаем всё население, независимо от наличия или отсутствия медицинского страхования.

– Те, кто стоят на «передовой» и изо дня в день оказывают экстренную скорую помощь, заслуживают особенного внимания и благодарности, и конечно же своего особенного праздника – Дня работника скорой медицинской помощи! Ирина Владимировна, Ваши пожелания коллегам.
– Коллектив «скорой» – хорошие, честные, профессионально грамотные, преданные и влюблённые в своё дело люди, потому что, не любя профессию, невозможно в ней оставаться. Это В.В. Фокина, И.М. Голубева, И.В. Иванов, М.А. Трофименко, Н.Н. Соловьёва, Я.В. Прохорова, И.А. Козлова. Все фельдшеры имеют квалификационные категории. Много лет отработали в службе наши ветераны: фельдшеры Т.М. Грудяева, В.Н. Воробьёва, Л.М. Лебедева, В.Н. Быстрова, Н.М. Рассказова. Более сорока лет непрерывного стажа у водителя В.М. Журавлёва, и почти столько же у А.М. Гаврилова.

Своим коллегам желаю терпения, упорства, совершенствования профессиональных навыков, здоровья, чтобы помогать другим, семейного и материального благополучия.

Татьяна ВИКТОРОВА.
Фото Вячеслава СМИРНОВА

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru