Рубрики
Реклама

О небе с любовью

Ответам на вопросы по интернету он предпочёл живое общение, потому у этой встречи долгая предыстория.

Об интервью с Заслуженным лётчиком-испытателем Юрием Поляковым, награждённым Орденом Мужества, договорились три года назад – приезжал в Селижарово на 9 Мая всего на один день: здесь похоронены родители. Было не до газеты. Потом прилетал в командировки в Ржев на очередные испытания самолётов – опять-таки времени в обрез.

И вот назначенное 30 мая. Ждём земляка у проходной ржевского 514-го авиационного ремонтного завода. Открылась дверь Уазика, и к редакционному Фольксвагену лёгкой походкой шагал среднего роста мужчина в комбинезоне серо-зелёного цвета. Подумалось: так легко, наверное, он выпрыгивает из кабины самолёта. Всеохватывающий взгляд, добрая улыбка, напоминающая гагаринскую. Но время опять-таки ограничено…

– Юрий Евгеньевич, многие мальчишки в детстве живут романтикой и о профессиях мечтают связанных с морем, небом, горами. Вы не исключение?
– Конечно, нет. Я тоже хотел стать лётчиком. В детском воображении это высота, красота, что-то неизведанное.

– Был, наверное, чей-то пример, влияние кого-то…
– Прежде всего, отца. В 50-е годы он проходил срочную службу техником в лётной части и много рассказывал об авиации, о подготовке самолётов МИГ-17 к полётам. Возможно, отец и стал бы в дальнейшем военным, но мать, моя бабушка, сказала: «Приезжай, надо крышу крыть». Семья жила в деревне Кукушкино. Ну а крыша – штука серьёзная…

А ещё тогда, в 70-е, в школах большое внимание уделялось профориентации. Стать военным считалось делом достойным. Я выбрал лётное училище в Борисоглебске. Хотя полного понимания, что такое лётная работа, не имел. «Живой» самолёт, это был АН-2, увидел в Чёрной Грязи, где раньше была взлётно-посадочная площадка.

– Продолжим родословную. Отец, понятно, местный, а мать?
– Мама из Рязанской области. По окончании лесного техникума, немного поработав на Урале, приехала в Песочинский лесоучасток, где познакомилась с отцом. В Кукушкине я и родился. Учился в начальных классах местной школы. В 1969 году наша семья переехала в Селижарово. Я пошёл в СШ № 1.

– Чем запомнились школьные годы?
– Да всем! Учился с удовольствием. За успехи и активное участие в общественной жизни был поощрён путёвкой в Артек. С особой благодарностью вспоминаю учителей физкультуры, молодых тогда А.А. Самаста и В.С. Кузьмина. Его жена Лариса Николаевна вела математику и была у нас классным руководителем. Моим увлечением и был спорт. Участвовал в лыжных соревнованиях, занимался лёгкой атлетикой, спортивным ориентированием. Наша команда на протяжении ряда лет занимала призовые места на областных турслётах. Всё это потом здорово пригодилось.

– Вы первый из селижаровцев, проложивший дорогу в небо?
– Не знаю. Возможно, лётчики из района были и до меня. После – Павел Соловьёв, Юрий Ковалевский. Они тоже окончили Борисоглебское училище. Жаль, что сегодня его не существует. С распадом Союза в стране ухудшилась подготовка лётного состава. В России осталось всего одно высшее военное авиационное училище – в Краснодаре.

– Помнится первый самостоятельный полёт, испытываемые при этом чувства?
– Это была эйфория, чувство особой свободы, когда самолёт оторвался от земли.

– Где и как начиналась служба?
– Я окончил училище в 1979 году. Служил в частях истребительно-бомбардировочной авиации ВВС Прикарпатского военного округа, в разведывательном полку Южной группы войск в Венгрии. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи по политической части. С 1983 года – военный лётчик первого класса, лётчик-инструктор: выполнял полёты по программе ввода в строй лётчиков эскадрильи, выпускников лётных училищ. С 1987-го по 1989-й проходил обучение в Центре подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске.

– Вы испытывали самолёты разных марок и назначения?
– Да, это истребители, перехватчики, штурмовики, бомбардировщики. Приходилось летать также на спортивных и гражданских самолётах. За годы работы освоил более 50 типов самолётов и их модификаций. Но по жизни два основных типа, которые пришлось испытывать: МиГи 29 и 31. Первые полёты на них выполнил в 1988 году. Также участвовал в заводских испытаниях МИГ-21-93 (Копьё) в опытно-конструкторских испытаниях Аккорд-201, специспытаниях МАИ-809СХ, испытаниях серийных М-101Т гражданского назначения, испытаниях Су-24М после ремонта на АРЗ.

– Полагаю, участвовали и на авиасалонах?
– В Жуковском выполнял демонстрационные полёты на самолётах МИГ-31Э и М-101Т. Последний демонстрировал на нескольких авиасалонах в Южно-Африканской Республике в 2004 году. Демонстрационные полёты выполнял на праздновании Дней города в Нижнем Новгороде, где живу и работаю.

– Возникали непредвиденные ситуации на борту?
– Не так много за 42 года лётной работы. В 2011 году во время испытательного полёта на МиГ-31БМ на высоте 14000 метров и скорости порядка 1500 километров в час произошло разрушение остекления фонаря кабины, причём осколки оказались в одном из двигателей. Были сложности, но посадку выполнил на свой аэродром (а где её выполнять, если дома ждут…). В 2012 году при выполнении полёта на МиГ-29УБ на высоте 18000 метров произошёл помпаж из-за разрушения турбины двигателя в полёте. Вынужден был выполнить экстренное снижение и осуществить посадку. Были остановки двигателя на МиГ-21 при выполнении штопора, серьёзная течь топлива на МиГ-31 и всякое такое, о чём можно долго рассказывать на пионерском сборе…

– Вам знакомо чувство страха?
– Я же человек! Вообще, когда возникает непредвиденная ситуация, думаешь, как из неё выйти, в экстренных случаях время течёт по-другому. Лётчик должен быть готов ко всему, что может произойти на борту.

– Труд лётчика, выходит, тяжёлый…
– И физически, и морально. У пилота должна быть железная выдержка. Но такая дорога получилась и, скорее всего, другим путём я бы не пошёл, хотя об этом говорить сложно, то, что сделано, оно уже сделано. Хорошо если это принесло пользу, хоть кому-то.

– Как далеко, на Ваш взгляд, шагнула отечественная авиация?
– Шагнула куда шагнула. В 90-е нам нравилось кастрюли клепать на оборонном предприятии. Это время не вернёшь и по приказу не догонишь, здесь нужна последовательность, штурмы не помогут. До 90-х годов наша военная авиация была сравнима с американской. Плюс-минус, в чём-то они преуспевали, в чём-то мы. Сейчас преодолеваем то, что сами наворотили.

– Слышала о Вашем желании стать космонавтом…
– Давно это было, можно не вспоминать. Да и вообще всю жизнь готовиться к одному полету, которого может и не быть, скучно.

– Юрий Евгеньевич, Вы пополнили список заслуженных земляков. У нас есть врач, строитель, учитель, лесовод и вот Вы – лётчик-испытатель…
– Звание присвоено в 2000 году. Наверное, было за что.

– Приходилось видеть Селижарово с воздуха?
– Да. Посёлок и со 100-метровой высоты удивительно красив, почти Венеция. Жаль, что здесь бываю редко. Когда была жива мать, приезжал чаще.

– Наши читатели, наверняка, хотели бы знать о Вас в чисто житейском плане: семья, дети, увлечения, отдых…
– С женой познакомился на Украине. У нас два сына. Старший Игорь подполковник, служит в Генштабе. Младший Евгений закончил Высшую школу Экономики, живёт в Нижнем Новгороде. У нас с Наталией двое внуков. А увлечения? До 58 лет бегал, играл в волейбол. Сейчас только гимнастика – надо быть в форме. Люблю книги. Читаю в основном то, что раньше не печатали. Нравятся Булгаков, Довлатов, ранний Леонов. Отпуск с женой предпочитаем проводить в Испании. Отдых у моря расслабляет. Землякам-селижаровцам желаю здоровья. А ещё – любви всем, чтоб лица не были перекошены, чтоб люди смотрели друг на друга и улыбались, больше было доброты, понимания – на дорогах, в очередях, в офисах.
Во время нашей беседы поступило сообщение: «В Нижнем штурмовое предупреждение». Значит, вылет задерживается. У нас оставалось ещё несколько минут для продолжения общения.

Вчера нашему герою исполнилось 60. Поздравляя славного земляка с юбилеем, искренне желаем ему крепкого здоровья, благополучных полётов, бодрости духа. Пусть и впредь дарящее вдохновение небо будет надёжным другом и товарищем.

Надежда РОМАШОВА.
Фото из архива Ю.Е. Полякова
и Вячеслава Смирнова

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru