Рубрики
Реклама

Дело № 639

Настоящий фронтовик

Зашедший в редакцию после ликвидации райвоенкомата его преданный трудяга Василий Семёнович Борисов протянул тетрадь со множеством небольших по размеру выцветших листков: «Вот он, настоящий фронтовик. В таких переделках участвовал! Как только жив остался… И награды у него значимые».

«Дело № 639 лейтенанта Вашурина Алексея Григорьевича, инвалида Отечественной войны. Пос. Селижарово, артель «Смычка», – читаю на титульном листе.

Годы тетрадь лежала в моём архиве, видно, дожидаясь своего часа. Вспомнить о ней подтолкнули два обстоятельства: вызвавший огромный зрительский интерес фильм «Т-34» (стоит посмотреть!) и совсем свежее событие: акция в Твери по маршруту легендарного танкиста Героя Советского Союза Степана Горобца. В октябре 1941-го он провёл с запада на восток в областной столице «тридцатьчетвёрку», нанеся врагу значительные потери. Погиб 8 февраля 1942 года под Ржевом…

И Гороховецкие лагеря

На улице Победы метрах в двухстах друг от друга жили два Алексея Григорьевича. Оба фронтовики. Один – Зилов, другой – Вашурин.

А.Г. Вашурин родился в декабре 1918-го в Аксубаевском районе Татарской АССР. В семье было шестеро детей. Старший брат погиб в Великую Отечественную.

Алексей окончил семь классов – очень даже неплохое по тем временам образование. Был комсомольцем. После курсов работал помощником машиниста паровых подъёмных кранов на металлургическом заводе. В 1938-м призвали в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, в 83-й железнодорожный батальон. По окончании полковой школы стал командиром, впоследствии – помощником командира взвода войск НКВД.

В августе 1942-го комсомольца Вашурина направили в Горьковское танковое училище, в так называемые Гороховецкие лагеря, где испытывали многие отечественные орудия, а также трофейную технику. Условия ужасные: жить приходилось в землянках, антисанитария, плохое питание, отсутствие тёплого обмундирования, медицинской помощи. Потому мечта многих – быстрее отправиться на передовую.

На поле танки грохотали

Вчерашний курсант попал на 1-й Украинский фронт под командованием Н.Ф. Ватутина, в 8-й Гвардейский отдельный мотоциклетный батальон.

Фронтовые будни стремительно летели один за другим. Командир танкового взвода (а затем роты) Вашурин участвовал в боевых операциях разного «калибра». Из башни Т-34 не раз геройски смотрел смерти в лицо. Его прочная броня спасала своего командира. Если в фильме лейтенант Николай Ивушкин с экипажем удирал из плена, младший лейтенант (впоследствии лейтенант) Алексей Вашурин бесстрашно гнал ненавистного врага с родной территории.

Первый раз он отличился в декабре 1943 года: восемь раз на своём танке ходил в разведку в районе одного из населённых пунктов Винницкой области. А 8 января 1944-го уничтожил две транспортные машины противника и 20 немцев. При обороне д. Воловодовки 12-13 января показал образцы отваги и геройства. На его танк двигалось 11 немецких. Вашурин выдержал натиск и огнём своей боевой машины отбил танковые атаки противника. За это был представлен к ордену Красной Звезды.

«Гв. мл. л-т Вашурин с танком стоял в засаде на правом фланге обороны северо-западной окраины д. Воловодовка 14 января. В 17.00 противник перешёл в наступление, рота пехоты под прикрытием 8 танков шла прямо на его танк. Вашурин, подпустив противника на 700-800 метров, подбил ведущий средний и пулемётным огнём уничтожил до взвода пехоты врага. Всю ночь с 14-го на 15-е враг пытался забросить в тыл нашей обороны автоматчиков. Вашурин взял группу наших автоматчиков, которые препятствовали просачиванию мелких вражеских групп, и давал указания для уничтожения шрапнелью скоплений немецкой пехоты. В тот же день противник возобновил наступление, на танк Вашурина было брошено 12 немецких с прикрытием авиации. Маневрируя на поле боя, командир вёл ожесточённый огонь по противнику, и до 10 часов он не продвинулся ни на шаг, потеряв подбитым ещё один танк. Тов. Вашурин оставил поле боя только по приказу командира. Гв. мл. л-т Вашурин достоин награды – ордена «Отечественной войны II степени», – писал в наградном листе командир 8-го Гв. ОМБ гвардии майор Мусатов.

Стояли насмерть

А через несколько дней очередной страшный бой, под Белой Церковью (Украина). Вот как о нём вспоминал на страницах нашей газеты к 25-летию Победы сам Алексей Григорьевич: «Мне, как командиру танковой роты, было приказано оборонять большое село. В помощь нам был дан взвод автоматчиков. По прибытии в село мы поняли, что здесь несколько часов назад был тяжёлый бой, во многих местах ещё догорали автомашины. Среди них я обнаружил нашего солдата, раненого в обе ноги. Отправив его в медсанбат, стали занимать оборону.

Наступило утро 26 января. С наблюдательного пункта доложили, что в сторону села развёрнутым строем движутся немцы. Наша рота занимала выгодные позиции за селом и была готова отразить наступление противника. Я обратился к танкистам-гвардейцам и автоматчикам с призывом стоять насмерть и удержать село до прихода подкрепления. Противника подпустили на близкое расстояние и затем открыли ураганный огонь. Первые цепи дрогнули. Во многих местах горели танки, вражеская пехота залегла.

Немцы делали несколько попыток занять село, но всё безуспешно. Мы отбивали атаки, следовавшие одна за другой. Тогда немецкие офицеры повели своё потрёпанное воинство в обход нам. Мы дрались до последнего снаряда, все сражались как герои. К двум часам к нам стало прибывать подкрепление – танки и артиллерия. В это время немецкая авиация подвергла бомбардировке позиции наших войск. Я находился на танке и был тяжело ранен и контужен…»

Осколок авиабомбы попал в голову, сильно повредил правый глаз, правую руку, брюшную полость, левую голень. В бессознательном состоянии его отправили в полевой госпиталь. Почти полгода за жизнь танкиста боролись врачи и медперсонал. Алексей Григорьевич перенёс пять сложных операций (трепанация черепа, удаление правого глаза) и несколько переливаний крови. О возвращении в строй пришлось забыть. «Не пригоден», – вынесла вердикт военно-врачебная комиссия. Он стал проводить занятия по обучению новичков. Его признали инвалидом второй группы, нетрудоспособным, назначили пенсию.

Новые страницы жизни

Для укрепления и поддержания здоровья фронтовик проходил лечение в разных санаториях. В 1949 году в одном из крымских познакомился с Марией Яковлевной Березиной 1923 года рождения, счетоводом Кировского райпотребсоюза. И приехал на родину своей будущей жены (это был второй брак). Сначала семья жила в общежитии артели «Смычка» (там работал Алексей Григорьевич), потом начали строить своими силами дом на улице Победы. Родились дочь Вера и сын Александр.
В связи со строительством глава семейства ещё больше подорвал своё здоровье и долгое время нигде не работал. Жили не богато, выручало хозяйство (держали корову). Но не всегда удавалось заготовить необходимое количество сена. Вынужден был обращаться за финансовой помощью в райвоенкомат. Запрашиваемую сумму уменьшали вдвое, а в выделении путёвки на санаторно-курортное лечение однажды и вовсе отказали.

В 1960-м устроился на работу в СШ № 2 – благо рядом. Сначала завхозом, а потом преподавателем труда.

Алексея Григорьевича помнят в посёлке как активного дружинника, участвовавшего в рейдах по охране общественного порядка, за что награждался Почётными грамотами, председателя Селижаровского отделения ВДОАМ – обучал автолюбителей.

Ранения всё больше давали о себе знать. Очередная операция. Ухудшение состояния здоровья. В январе 1993-го его не стало.

Как участник войны он имел бы заслуженное право на улучшение жилищных условий – не дожил. Им воспользовалась вдова Мария Яковлевна. А сейчас в приобретённой по сертификату квартире проживает семья дочери.

– Отец не любил вспоминать о войне. Слишком тяжёлой отметиной прошлась она по его судьбе, – сказала Вера Алексеевна, показывая фронтовые фотографии дорогого человека.

Это действительно так. Потому только единожды согласился на рассказ о своих фронтовых дорогах в нашей газете.

Надежда РОМАШОВА.
Фото из семейного альбома
и интернета

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru