Рубрики
Реклама

Поэзия – нелёгкий труд

Несколько лет назад наша газета рассказывала о творчестве землячки Веры Грибниковой (Рыжовой). На сей раз повод особый – у поэтессы юбилей…

– Вера, в твоём поэтическом багаже три сборника, публикации во многих журналах и альманахах – сотни стихотворений на разные темы. Помнишь, о чём первое?
– Конечно. Оно было написано ещё до школы, я и падежей тогда не знала, сочиняла по наитию всякую «кучу малу»:

Мне нравится природа – четыре время года
И все их измененья: весеннее веселье
И зимние равнины, и бульканье ручьёв,
Берёзка золотая и трели соловьёв.

– Старшая сестра в середине 70-х работала в нашей газете и тоже писала стихи. Пошла по её пути? Кстати, какова судьба Надежды?
– Надежда живёт под Старицей в селе Архангельское. Она проводит изумительные творческие встречи, пишет сценарии, разрабатывает маршруты для летних путешествий и по-прежнему сочиняет стихи. В детстве я именно по её примеру увлеклась стихосложением.

– «Калининская правда», куда ты отправила свои стихи, их не опубликовала, объяснив, что слабенькие. Согласна с такой оценкой? Или просто тогда была ещё неизвестной поэтессой.
– Я и сейчас себя известной не считаю. У нас даже Андрея Дементьева не все знают. Иногда пользуюсь услугами такси, чтобы доехать до Дома поэзии, так вот некоторые таксисты спрашивают: «А кто это такой?». А тот самый отлуп, который мне дала «Калининская правда», я действительно приняла на веру. Ведь мне ответили профессионалы, хотя и не очень тактичные. Сейчас, с высоты своего возраста и опыта, работая с начинающими авторами, стараюсь подбирать такие слова и аргументы, чтобы крылышки им не обломить, чтобы вызвать интерес к учёбе, к постижению мастерства. Учиться ведь никогда не поздно.

– Твои учителя, критики…
– Мне повезло. Моим учителем был Александр Феодосьевич Гевелинг – известный тверской поэт. С теплом вспоминаю наши занятия в писательской организации. Ни одна мелочь не укрывалась от его зоркого взгляда. Он разъяснял ошибки настолько доходчиво, что у меня будто раскрывались глаза. При каждой встрече не уставал повторять, что поэзия – это в первую очередь труд и поиск.

Критиков творчества тоже достаточно. В большинстве своём это положительная критика: статьи педагогов-филологов, курсовые работы студентов, отзывы на публикации. Но была одна заказная газетная статья. Журналист поглумился над моими строками за приличную мзду. Мне потом назвали имя дамы, которая ему заплатила.

– Сейчас ты руководишь литературным объединением «Ковчег», до этого был клуб «Роса», которому отдала больше 10 лет…
– Клуб «Роса» образовался в 1995 году, прежде всего, как клуб общения. Стать его членом мог любой желающий. Со временем в нём наметился уклон в сторону поэзии и музыки. На решение уйти из «Росы» повлияло несколько факторов: поредел наш актив, мой заместитель поэтесса и певица Светлана Страусова переехала в Москву. По семейным обстоятельствам не смогли посещать клуб ещё двое талантливых, ответственных людей. Я к тому времени уже получила членский билет Союза писателей России, и меня выбрали секретарём областной писательской организации. Работы прибавилось в разы. Но самое неприятное произошло в родном многострадальном ТТУ – нам ввели 12-часовые смены. Расставание было достойным, я передала бразды правления своему преемнику Александру Демченко. Клуб существует по сей день. Дай Бог ему долголетия.

– С поста секретаря правления Тверской писательской организации ты тоже ушла…
– Если бы я ведала, с какими трудностями столкнусь, ни за что не согласилась бы на эту должность.

– В 2000-м ты стала членом Союза писателей. Кто давал рекомендации?
– Первую рекомендацию написал Евгений Сигарёв. Причём я его не просила о такой услуге. У меня тогда вышли два сборника разом «Роса» и «Соло», но они были тоненькие, самиздатовские. Куда с такими в Союз писателей России?! Но Александр Феодосьевич Гевелинг развеял мои сомнения и дал вторую рекомендацию. И он, и Владимир Львов, который написал третью рекомендацию, отметили мои стихи ещё в 1996 году, когда проходил областной конкурс «Родной край». Оба были членами жюри. Кстати, в подборке стихов, посланных на этот конкурс, было и стихотворение «Ода трамваю», которое «зарубили» когда-то в «Калининской правде».

– Есть такое время года, когда с особой силой «…руки тянутся к перу, перо к бумаге»?
– Вряд ли могу выделить какое-то одно. Люблю этот мир во всех его проявлениях и пишу только по вдохновению. Как сказал Андрей Вознесенский:

Стихи не пишутся – случаются,
как чувства или же закат.
Душа – слепая соучастница.
Не написал – случилось так.

– Какая тема наиболее близка?
– Опять же трудно выделить что-то одно. Пожалуй, лирическая нотка всё же наиболее часто преобладает в тематике. Любовная лирика, пейзажная, гражданская мне наиболее близки. Стараюсь избегать декларативности в стихах, открытого поучательства, пафосности. Зато добрый юмор и безобидную иронию просто обожаю.

– В своих интервью ты с теплотой говоришь о доме на окраине посёлка, в котором жила с бабушкой. Что с ним сейчас?
– В стихотворении «Хромой петух» есть такие строки:

Уж который год в кромешной мгле
Плачет память светлыми стихами,
Оттого что продан дом в селе
И петух тот съеден с потрохами.

К сожалению, наш домик в три окошка, в котором прошли детство и юность, принадлежит другим людям. Приезжая в Селижарово, а мы это делаем ежегодно летом, любуюсь им. Он уже совсем не тот: покрашен, перестроена веранда. Но всё равно – родной и любимый. Внутрь не заходила ни разу, там уже всё чужое. Пусть в памяти остаётся неизменным тот исконно-русский «домоткано-кружевной уют с тёплой печкой, с духом каравая, где проворно ходики снуют, на секунды вечность разбивая…»

– Родные места присутствуют в творчестве?!
– Как же без этого?! Ведь именно здесь зарождалось вдохновение, «проклёвывались первые стихи». С душевной теплотой слагались и слагаются строки о Волженьке нашей, встречах с одноклассниками (СШ № 2 – Н.Р.), любимых учителях, первой любви, соседе – суровом и нелюдимом дедушке Васе… Но:

Куда б ни увели тебя мечты –
к экватору, в полярные морозы,
Свет малой родины запомнишь ты,
как материнские святые слёзы.

– Не приходила мысль провести мастер-класс с селижаровскими поэтами?
– Не скажу, что хорошо знаю нынешний состав поэтов-земляков, больше касалась к творчеству уже ушедших, поскольку писала предисловие к сборнику «Память слова». Образность поэзии Ивана Ильича Волкова привожу в пример на мастер-классах: «И пришла под вечер на крылечко рвать мехи весёлая гармонь». На уроках мужества, посвящённых освобождению Калинина и области от фашистов, использую пронзительные строки Николая Грешищева:

И горит в том лихом сорок первом
Волжский город, от горя седой.

Ольга Смирнова, инициатор создания литобъединения «Дыхание Верхневолжья», устраивала мой творческий вечер в Селижаровском ДК, но это было просто выступление со сцены. Она обещала и с «Дыханием» познакомить, но не получилось. Пользуясь случаем, хочу обратиться к землякам-коллегам и пригласить их в гости к нам в «Ковчег». А там и о мастер-классах, и о сотрудничестве можно речь вести. Мы всегда рады гостям.

– Селижаровцы узнавали в водителе трамвая № 35 землячку?
– Увы, кроме рыжеволосой красавицы Наденьки Смольниковой, которая жила или училась где-то в районе проспекта Победы, возле моей кабины не возникало земляков. Надюшу я возила, когда работала на 8-м маршруте, да и то недолго.

– Под стук колёс посещала муза?
– Случалось. Но только в ночную смену. Стихотворение «Ода трамваю» как раз воспевает последний ночной рейс, который заканчивался в два часа ночи. А первый трамвай выходил из парка без пяти четыре, ещё до зорьки. Вот как заботливо была организована перевозка пассажиров в советское время!

– Ты успешно участвуешь в различных поэтических конкурсах. А что это за стихотворение «О любви», за которое получила премию музея им. Пушкина в Америке?
– В конкурсе «Надежды лира золотая», который проводился в Нью-Йорке, участвовали более 40 тыс. человек. Я посылала десять стихотворений, одно из которых – «Встреча» – вышло в победители. Думаю, что это был Божий промысел: в том году у меня был очень трудный период в жизни. Кубок и премия здорово поддержали. Знаете, как удивительно, как забавно было услышать в трубке телефона густой приятный баритон из-за океана: «Госпожа Вера Грибникова, поздравляем Вас с победой». А у госпожи, что пытается улыбнуться, ещё не веря в происходящее, старые стоптанные тапочки, и на новые никак не выкроить.

– На культурных мероприятиях в Твери не единожды видела тебя в первом ряду с А. Дементьевым. Не предлагали стать директором его Дома поэзии?
– Руководить самодеятельным клубом при городской библиотеке – это одно, а государственным учреждением культуры – совсем другое. В Доме поэзии Андрея Дементьева я работаю литконсультантом, веду занятия с авторами «Литературная среда», провожу экскурсии по Дому и выставкам, которые там экспонируются. Письменно консультирую иногородних авторов, приславших свои стихи на рецензию. Координирую Всероссийский конкурс молодых поэтов «Зелёный листок» на отборочном туре. То есть делаю то, что мне близко и привычно.

– Наверняка творчество позволило обрести много интересных знакомых, в том числе среди столичной элиты…
– Это так. Стихи подарили мне множество интересных встреч с замечательными людьми и городами. Удивительно, но бывает, что не я продвигаю свои стихи, а они меня.

Знакомствами со столичной элитой похвастать не могу, разве что совершенно шапочными: в Доме поэзии бывают именитые поэты, актёры, певцы, художники и другие высокие гости. Но их так донимают любители сфотографироваться со знаменитостью и получить автограф, что я стараюсь своей персоной не напрягать наших вип-гостей.

– Как в семье отмечают праздники, знаменательные события? Каким представляешь свой юбилей?
– Новый год отмечаем дома, а все остальные праздники своей ковчеговской командой с обязательной программой всяческих заданий, викторин, конкурсов, костюмов и призов. Мы и сами праздники придумываем: «Купальские встречи», «Кисть рябины» и прочие. Думаю, что и мой юбилей будем праздновать как обычно – все вместе.

– Привычный вопрос – о планах.
– О-о-о! Планов громадьё. Очень хочется издать книгу. Личные сборники не выходили у меня очень давно – 17 лет, поскольку нужды семьи всегда были на первом месте, а государственное тверское издательство давно приказало долго жить. Может быть, в этот юбилейный год мечта, наконец-то, осуществится.

– Наверное, есть пожелания землякам?
– Обязательно! Родной земле – процветания, Волженьке – полноводности, землякам – здоровья и всех благ земных. «Дыханию Верхневолжья» – вдохновения, новых стихов и непременно побывать в уют-компании нашего «Ковчега».

Надежда РОМАШОВА.
Фото из личного архива поэтессы

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru