Рубрики
Реклама

Только раз бывает в жизни 90 лет

Ровесница района, труженица тыла, ветеран труда, жительница деревни Безымянки Валентина Андреевна Громова 2 апреля отметила 90-летний юбилей. Это приветливая, улыбчивая и энергичная женщина. С порога, с первых слов понимаешь – человек открытой души. Так радоваться гостям – обняла, поцеловала при встрече как родного, близкого человека – дай Бог каждому! С первого взгляда и не скажешь, что у неё за плечами долгая жизнь.

…Помнится, во время юбилейного концерта «Селижаровских напевов» в районном Доме культуры в проходе зрительного зала две женщины пустились в пляс под весёлую задорную песню и громкие одобрительные аплодисменты. Тогда я не знала, что с Марией Лариковой, красиво ведя руки и ловко отбивая каблуком, танцует её мама, не усидевшая в кресле и буквально выскочившая вслед за дочерью, такой же заводной, с огоньком. В молодости бойкая на слово, певунья и плясунья, и сегодня Валентина Андреевна подвижна и разговорчива, несмотря на преклонный возраст.

В жизни каждого человека бывают юбилеи. Пока молоды, радуемся этому празднику. Но с возрастом всё чаще оглядываемся назад. Вот и Валентина Андреевна в свои 90 лет, вспоминая прожитые годы, с удовольствием говорит о хорошем и вздыхает о горестном. Судьба уготовила много тяжких испытаний. Не зря в народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти».

Родина её деревня Кукорево Осташковского района. В большой крестьянской семье четвёртая из восьмерых детей. Детские годы пришлись на войну. В 1941-м в их деревне размещались наш командирский состав и военный трибунал. Женщина хорошо помнит, как деревенская ребятня помогала солдатам маскировать зенитки, установленные рядом с деревней.

– Мужики рубили ёлки, а мы, девчонки, подтаскивали к орудиям, – рассказывает.
Был в годы войны ещё один, второй фронт, который назывался трудовым. Женщины мужественно брали на себя обязанности мужчин, ушедших воевать. Будучи в юном возрасте, Валентина Андреевна работала на лесозаготовке, далеко от родной деревни.

– Как только уехали военные, и мы с подругой отправились. Мне тогда было примерно 14 лет. Так я и оказалась в Селижаровском районе, в деревне Ананьино. Была такая в дягилевской стороне. В морозы, по пояс в снегу женщины валили лес, распиливали его, а мы, подростки, грузили на сани, вагонетки, сами сгружали, разделывали и скатывали в штабеля. Вся работа выполнялась вручную, никакой техники в войну в лесу не было. А летом сплавляли по реке. Вот теперь ноги-то и болят, – приподняв подол платья, показала обвязанные шерстяными платками колени.

– Не досыпая, не доедая, все силы отдавали, чтобы хоть чем-нибудь помочь фронту. И после войны продолжала работать в лесу. Подруга уехала в Ленинград и меня звала. Поехала бы, но муж, он уже болел, попросил перед смертью: «Только не бросай маму».

Их встречу можно назвать любовью с первого взгляда. Андрей с другом поил лошадей на реке, а Валентина подходила к берегу. Взглянув на неё, парень неожиданно крикнул, кивнув в её сторону: «Вон моя девушка идёт!»

Не нарушила данное слово, не бросила. Оставшись с двухлетней дочкой на руках, старалась наладить жизнь. На молодую, работящую женщину обратил внимание демобилизовавшийся односельчанин, позвал замуж. Согласилась. Но и второй муж не дожил с ней до старости: в 45 лет осталась вдовой. Но тяжелейшая утрата, которую так и не выплакала, ждала впереди. Громом среди ясного неба было известие о преждевременной смерти дорогого сына Николая.

Почти 23 года отработала Валентина Андреевна в лесной отрасли. А в 1955-м устроилась в колхоз. Толковую работницу назначали и бригадиром, и учётчицей. Колхозное руководство было уверено – не подведёт. Кто знаком с сельской жизнью, тот знает, что работать в деревне приходится от темна до темна. Нужно успеть и с немалым домашним хозяйством, и на колхозные поля и ферму не опоздать. Наша героиня успешно управлялась со всеми делами. Да ещё, добрая душа, деревенским огороды помогала пахать весной и осенью.

– Одна, без помощников и картошку выкапывала. Встану в четыре утра, пока слепней нет, запрягу лошадь и наезжу борозды и себе, и сыну. Бывало, скажут: «Лучше Валиных борозд нет. И чистоты такой в огороде, как у Андреевны, тоже ни у кого нет», – задумчиво посмотрев в окно, обронила. – Здоровье всё положено.

Умела наша героиня дело делать – умела и позабавиться. На неё глядя, другие сердцем веселели. В песне и пляске была первая. А её дом всегда славился гостеприимством.

– Интересно жили. Есть что вспомнить. В колхозе я трудилась до последних дней его существования. Но почему-то больше лес вспоминается. Душа болит, глядя на то, что с ним сейчас делается. Зверям-то негде жить. Не берегут люди природу. Телевизор стараюсь не смотреть: насмотришься, только расстроишься. Мои любимые певицы, Кадышева и Бабкина, теперь мало выступают. В деревню брала радио, известия слушала.

Годы берут своё. Молодость и силы остались в прошлом. Вот уже седьмую зиму Валентина Андреевна живёт у дочери. Правда, два последних лета жила в своём родном доме в Безымянке… Беспокоятся за неё родные, оберегают. Любовь, отданная дочери, внучкам и правнукам, возвращается к ней заботой и добротой.

Разве можно за полчаса встречи рассказать о долгой жизни?! Конечно, нет. Вспоминается только как работали. Валентина Андреевна, как и многие её ровесники, родившиеся на заре 20 века, хлебнувшие все тяготы жизни, у времени на особом счету.

– Я не думаю, что мне 90! – неожиданно признаётся женщина.

Говорят, такая судьба у тех, кто старался правильно жить, много трудился и, главное, ни на кого не держал зла. Здоровья Вам, уважаемая Валентина Андреевна, и больше солнечных тёплых дней!

Татьяна ВИКТОРОВА.
Фото Вячеслава Смирнова

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru