Рубрики
Реклама

Вспоминая звон кос

Черницыно одна из немногих деревень района, где пришлось бывать единожды. Тогда, в 80-е, бездорожьем она была отрезана от мира. Помню, за Поддубным мы оставили редакционный уазик и добрых три километра отмеряли по грязи пешком. Впрочем, таким образом нередко приходилось добираться до героев газетных полос.

Здесь ждала встреча с «передовиками сенокосной страды» – была такая рубрика. В советский период в районе регулярно подводились итоги соревнования по разным отраслям и направлениям, передовики заносились на Доску почёта, учреждённую в нашей газете. Не раз и не два достойное место на ней занимали Николай Устинович и Вера Дмитриевна Уваровы из Черницына. Даже будучи пенсионерами, супруги вручную накашивали не один десяток тонн сена.


Впоследствии, когда здоровье обоих стало ухудшаться, они вынуждены были перебраться к дочери в Березуг. Здесь после окончания университета в школе начинала свою трудовую деятельность Галина. Но так сложилось, что большую часть жизни Г.Н. Заикина отработала в местной администрации.

Николая Устиновича, надёжного спутника жизни, не стало пять лет назад, осиротела Вера Дмитриевна. Опрятная, с добрым выражением лица, она сидела в большой комнате и смотрела телевизор.

– У мамы крепкая память. Поговорить любит, – характеризует своего дорогого человека Галина Николаевна.

– Родилась я 1 августа 1929 года. Деревня наша называлась Шахворостово. Небось, не слыхала такую? – начала ровесница района.

Не услышав с моей стороны возражения, объяснила: «Перед Трофимковом надо повернуть направо. Там бывший председатель колхоза и какой-то кореец хотели построить птичник, чеснок с луком выращивать. У нас много говорят, да делают меньше. Электричество в деревню так и не провели. Вот и жили с лучиной да керосиновой лампой. Я и уроки делала в полутьме. Школа была в Верхних Горках. Училась хорошо, считай, отличница. В 70-е деревня нарушилась».

Как и многие жители оккупированной территории района, семья Куракиных вынуждена была эвакуироваться. Скитались по разным деревням правобережья Волги: Быково, Тяглецы, Макаров Хутор. Жили, где придётся: в землянках, банях по несколько семей.

В родной деревне фашисты взорвали во всех домах печки. Когда после освобождения района Куракины вернулись, установили на кухне уцелевшую железную бочку – ею и спасались.

Девочка Вера знала, что такое голод. Как же ждали, когда весной появятся щавель и крапива, и мама, смешав их с остатками ржаной муки, напечёт лепёшек. Ей пришлось рано повзрослеть и наравне со взрослыми работать в поле.

Многое довелось пережить тому поколению. Нелегко было и в послевоенные годы. Работа в артели «Волга», в колхозе «Красное Трофимково» и, само собой, по хозяйству.

Облегчение принесло замужество. В доме появились мужские руки.

– Венчал нас в Голенковской церкви отец Михаил (Мартынов – Н.Р.). Не стыдно перед батюшкой. С Николаем прожили 56 лет, – говорит Вера Дмитриевна.

Сейчас, когда дочь с мужем уйдут на работу, она остаётся одна. Не раз вспомнит своё Черницыно, сенокосную пору.

– Косить-то тяжело было? – спрашиваю.


– А что тяжелого тут?! Махай да махай косой. У Николая это хорошо получалось, прокосы широкие, валки ровные. Всё в округе выкашивали. А вот к одонку доставить сено – проблема. Лошади в деревне не было, в Филиппово за ней всякий раз не находишься. Мы приспособили тачку. Нагрузим под завязку, стянем верёвкой и везём. У обоих пот со лба градом, ноги от усталости подкашиваются.

На одонке стояла и принимала с вил очередную порцию свежего, душистого сена Вера Дмитриевна. Стожки получались аккуратные, на загляденье. Качественное сено, заготовленное Уваровыми, давали только молодняку и овцам.

На собраниях председатель колхоза имени Фрунзе М.Г. Волкова первой называла их фамилию, благодарила за труд.

– Мужу дали часы, а мне, когда уходила на пенсию, подарили одеяло, – вспомнила. – Теперь-то ни колхозов, ни стожков. Всё зарастает.

У дома в Черницыне другой хозяин. Этот ягодно-грибной край, тихий, с ароматом сирени и разнотравья облюбовали дачники. Они и дорогу подремонтировали.

Так, за воспоминаниями о прожитом проходят дни, недели. Старость для Веры Дмитриевны не в тягость, ведь рядом чуткие и заботливые люди. А приедут внуки, правнуки, особой радостью и счастьем светятся её глаза.

Надежда РОМАШОВА.
Фото из семейного альбома

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru