Рубрики
Реклама

Четверо сыновей и дочь

Анне Ивановне Цветковой 94 года. Мать пятерых детей: четыре сыночка и лапочка дочка, помните мультик? Внуками богата, их одиннадцать, тринадцать правнуков. В 1962-м была награждена «Медалью материнства», а в 2009 году – Почётным знаком Тверской области «Слава матери».

Сейчас она маленькая, сухонькая старушка. Года какие: пошёл счёт к сотне! Сама поднялась с дивана и села у окошка. В это трудно поверить: у неё пусть не очень громкая, но вполне складная речь, хорошая память на давно минувшие яркие эпизоды и желание жить. На моё удивление просто ответила:

– Хожу на ногах.

По дому, конечно, силы-то не те. Но плохо слышит. Сижу на уютной кухне, стараюсь вроде и говорить чётко, а собеседница меня не слышит, не понимает. Смотрит призывно на дочь и говорит: «Нин, переведи». И та старается доходчиво объяснить. Со своей матерью живёт дочь Нина Ивановна Пьянова с мужем, ветеран метрополитена. Они вернулись в родные края в 2003 году из Санкт-Петербурга.

Как и всё поколение тех лет, Анна Ивановна многое пережила. Родилась в большой крестьянской семье в деревне Ровное Молодотудского района. Когда началась война, ей исполнилось 16 лет – совсем девчонка. Недалеко от своей деревни копала противотанковые рвы, разгребала дороги, гоняла стадо в 300 голов в Красный Холм.

– В войну пришла повестка, – вспоминает. – Или в армию иди, или на тракториста учись. Пошла в Азановскую МТС. Через три-четыре месяца за работу. Была одна из нас: выучилась, а работать не захотела, ей за это два года тюрьмы дали.

– А трактор какой был? – уточнила у дочери.

– «ХТЗ».

– Да, плакали у трактора сидели. Меньше пахали, больше буксовали да перетяжку делали.

А ещё вспомнила, как ездила в Кимры учиться.

– Отправили в ФЗО, и целую неделю мы там неприкаянные. Голодные. Никому ненужные. Решили домой пойти, и никто не остановил. Шли долго. Хлебушек в избах просили: «Тётенька, дайте кусочек!». Говорили: вас много болтается, не давали. Но всё-таки добрая нашлась, сказала: «Где-то и мой так ходит». Дошли. Ноги распухли.

В Крещение 1947 года вышла замуж за вернувшегося с войны 26-летнего фронтовика – Ивана Фёдоровича из соседней деревни. Был в фашистском плену, откуда с четвёртого раза удалось сбежать, дослуживал в разведроте. Расписались в сельсовете. Свадьба весёлая была. В памяти некогда невесты, а теперь прабабушки, остались «накищенные» кони. Спросила дважды, что это значит. С кисточками, украшенные специально на праздник.

Муж был работящим, многое умел, любил плотницкое дело. Жизнь налаживалась. Построили и себе небольшой дом в деревне Ровное, а когда пятеро детей подрастали, в начале шестидесятых переехали в Азаново. Перевезли туда и дом свой.

– А где дети рождались?

– Витя – дома (первенец родился в 1948 году – Т.А.), Ваня тоже, остальные в больнице. И не болела, потому что работала. А кто работает, тот дольше живёт. Моя мама 87 лет прожила.

Материнский и трудовой подвиги шли рядом. Кроме того, что Анна Ивановна была одной из первых трактористок Свисталовской МТС, она и дояркой работала. А дети помогали матери не только по домашнему хозяйству (всегда держали много разной скотины), но и на ферме.

– А что было… Сам что хочешь ешь, а государству отдай. В год 250 яиц, 280 литров молока, 40 килограммов мяса, – злостные цифры остались в памяти все до одной. В СССР взимались сельхозналоги на плодовые деревья и домашнюю живность – за каждый кустик, корову или свинью платили в казну государства. Труженики изворачивались как могли. Но если ты мать пятерых детей, вряд ли в жизни что-нибудь страшно…

– Теперь поглядишь – молодые сидят и телевизор смотрят, – высказалась. – А мы бегали, работали, и ничего нам не платили.

Много сил нужно было, чтобы поднять на ноги детей, успевать везде, но со всем справлялась. Даже вязала. Все пятеро выросли, как и родители, трудолюбивые, краснеть за них не пришлось. После азановской восьмилетки получили образование и разъехались по свету.

– Служили по заграницам: Витя – в Чехословакии, Ваня – в Германии, Петя – в Шушенском, – старательно выговорила труднопроизносимые слова.

В Селижарове сейчас кроме единственной дочери и четвёртого сына Александра живёт и второй сын – Иван, полковник МВД из Краснодара. Первый сын, Виктор, в Таллине. Последний, Пётр, в Санкт-Петербурге. Все давно пенсионеры. Своих детей, внуков и правнуков Анна Ивановна считает самой высшей наградой, подаренной жизнью.

Она вместе с мужем перебралась в посёлок в начале 80-х годов и поселилась у сына в квартире, а после получения домика по наследству обрела окончательное место жительства на улице Терешковой – там, где живёт и сейчас в тепле и заботе родных. В 2011 году как вдова ветерана Великой Отечественной войны получила государственный сертификат на приобретение благоустроенного жилья. Квартиру купили в Осташкове, но за ненадобностью решили продать.

В доме, где ранее топились печками, теперь водоснабжение и природный газ. Сидя у тёплой батареи, рассуждает с высоты своих прожитых лет: «Как стало хорошо. Кто умный человек это надумал, большая благодарность этим правителям. И за стариков спасибо – по миру никто не ходит. Пенсия небольшая, но хватает».

– Мама для нас самый дорогой человек на свете, она добрая и стойкая, столько пережила… Для меня и всех нас пример настоящей женщины, – говорит от имени близких дочь. – Мы желаем ей здоровья и хорошего настроения на каждый день.

Татьяна АЛЕКСАНДРОВА.
Фото автора и из семейного архива

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru