Рубрики
Реклама

80 лет Селижаровскому плацдарму

К 40-летию Великой Победы наша газета напечатала стихотворение Ивана Удоденко «Однополчанам», в котором он писал: «Я бывал у смерти на перах, потому и все могилы знаю. А, быть может, память виновата за «храненье» тех жестоких драм, что осколком в центр её впечатан трудный Селижаровский плацдарм?» Так каким же был этот плацдарм 80 лет назад? Корреспондент военной газеты Иван Удоденко немало написал в те дни о нашей селижаровской земле, политой кровью солдат, защищавших её.

В память о тех январских днях 1942 года, когда бойцы 179-й, 186-й и 249-й дивизий, 296-го пульбата освобождали Верхневолжье от фашистской нечисти, жители селижаровской земли ежегодно приходят к воинскому захоронению почтить память погибших. Так было и в эту субботу, 15 января.

Ранним утром на братском захоронении звучала музыка, настоятель храма Петра и Павла отец Сергий отслужил литию. Представители общественности муниципального округа возложили цветы к монументу Танк Т-34 в привокзальном сквере. На митинге Глава округа Андрей Куприянов и Председатель Думы Артём Грац, приветствуя пришедших почтить память погибших воинов, ещё раз напомнили о том суровом времени, когда войска Советской Армии освободили Селижарово.

По поручению Совета ветеранов Лидия Дроздова познакомила присутствующих с письмом Светланы Георгиевны Зубенко из города Тихорецка, мать которой была схвачена полицаями за связь с партизанами в декабре 1941 года и замучена ими вместе с двумя неизвестными женщинами и двумя лётчиками. Следы злодеяний фашисты не скрывали, и бойцы, освобождавшие наш посёлок, увидели на улице Карла Маркса, где была жандармерия, в полуразрушенном сарае чудовищное прес­­­тупление оккупантов. В день освобождения посёлка бойцами Красной Армии был составлен акт, в котором отмечалось, что эти люди до сожжения были зверски замучены, о чём свидетельствует множество ран на головах и лицах… Трупы были облиты бензином и сожжены. Поэтому имена двух женщин не были установлены.

Через неделю, 22 января, председатель политотдела армии политрук Иоффе, член исполкома Кировского райсовета Кубышкин, преподаватель средней школы Островский, член райкома ВКП(б) Бакалягин, житель посёлка Савин составили новый акт, в котором отметили, что фашистские изверги «…покинув под напором частей Красной Армии посёлок Селижарово, оставили кровавые следы своего двухмесячного пребывания. Мучая свои жертвы, фашистские людоеды заживо сожгли советских людей. На трупах мужчин видны остатки одежды, по которой можно определить, что жертвами фашистского зверства в данном случае были лейтенанты лётчики».

Всех погибших захоронили в братской могиле в центре посёлка. И только совсем недавно командиру отряда «Авангард» Семёну Марьину, работавшему в центральном архиве Советской Армии в Подольске, удалось найти и прочитать донесение капитана Занегина. Он при посещении 2 февраля 1941 года посёлка Селижарово вместе с местными жителями установил: «Пропавший 21.12.41 экипаж лётчика Забалова Сергея Михайловича и штурмана лейтенанта Тарарина Михаила Ивановича был фашистами взят в плен, зверски замучен, сожжён в сарае вместе с тремя неизвестными женщинами». Именно на этом самолёте они вылетели по маршруту Трестино – Старое – Трестино и были сбиты над Селижаровом. До нахождения данного донесения имена лётчиков считались неизвестными, но на плите братского захоронения, однако, фамилия Забалова С.М. была. Теперь выбита и вторая – Тарарина М.И. Но остаются неизвестными две женщины.

Сколько неизвестных имён и могил на селижаровской земле, точно никто не скажет. В своём выступлении учащийся средней школы № 1 Роман Комаров отметил необходимость проведения поисковой работы в нашем округе.

Действительно, до сих пор остаётся неизвестным место захоронения капитана Ушакова, командира танковой роты из бригады П.А. Ротмистрова, переброшенной из-под Калинина к деревне Горицы, чтобы остановить наступление немцев в ноябре 1941 года. Он погиб, но его бойцы выполнили поставленную задачу, враг был остановлен. Его заменил молодой лейтенант Сергей Гетманов, награждённый за этот бой орденом Красного Знамени в мае 1942 года.

О танковой роте Ушакова рассказывает Максим Фоменко в недавно изданной книге «Сражение за Калинин». Бойцов из этой роты он называет пожарной командой и рассказывает о нескольких эпизодах-сражениях осенью 1941-го.

Следователь особого отдела НКВД 179-й стрелковой дивизии Е.Я. Яцковскис вспоминал о том, как в бою за Селижарово личный состав 653-го стрелкового полка проявил исключительное мужество, о бесстрашном разведчике Слётове, пулемётчиках Саенко, Войкок, Даутове, о старшине первой роты Свечкове, командире третьей роты Курликове и других бойцах и командирах, которые не щадя жизни истребляли врага. Командир батальона Горбушин был награждён орденом Красного Знамени, а полк получил наименование «Селижаровский».

Сражались за Верхневолжскую землю и бойцы 296-го пульбата, о чём мы неоднократно рассказывали в нашей газете. В начале января заведующая архивным отделом Светлана Михайловна Коновалова передала в редакцию обращение от Ю.Г. Никитиной, проживающей в г. Иваново на улице лётчика Лазарева. Она убедительно просит рассказать, что известно о гибели её деда, Борисова Алексея Степановича. Их семья в далёком 42-м получила извещение о его гибели 26 октября 1941 года под деревней Стаканчики. Юлия Георгиевна в своём письме пишет, что, «рассматривая карту Тверской области, мы не нашли Кировского района и деревню Стаканчики».

Действительно, данные названия найти непросто, но в донесениях 296-го пульбата дословно записано: «25 октября противник окружил два дота, занимаемых у деревни Стаканчики. Командир одного из этих дотов, лейтенант Лобанов, сообщил по рации на КП батальона о том, что «амбразура выбита прямым попаданием снаряда, окружены противником, настроение у бойцов бодрое, без приказа позицию не оставлю». Гарнизону было приказано организовать круговую оборону, вытащить из дотов ручные пулемёты и продолжать сопротивление. К сожалению, в настоящее время от хутора Стаканчики ничего не осталось, но нет там ни памятника, ни стелы, никакого напоминания, что бойцы Красной Армии защищали этот рубеж в течение нескольких дней. И только к концу октября заняли новый, на реке Большой Коше. Таким образом, сегодня мы знаем фамилию и имя ещё одного бойца из взвода лейтенанта Лобанова, погибшего на Селижаровском плацдарме.

После окончания митинга жители и гости Селижарова посмотрели концерт в районном Доме культуры, посвящённый 80-летию освобождения посёлка Селижарова и Кировского района от немецко-фашистских захватчиков.

Вячеслав СМИРНОВ.

Фото автора

 

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru