Рубрики
Реклама

Первое, второе и компот

Важность здорового питания для школьников объяснять не нужно, и в его правильной организации в образовательных учреждениях должны быть заинтересованы все. Передача услуг по предоставлению питания комбинату школьного питания не освобождает школьную администрацию от контроля. И сами родители могут подключиться к проверке на основании методических рекомендаций, предусматривающих их допуск к контролю качества питания в школах. Список разрешённых и запрещённых продуктов, требования к приготовлению блюд, качество пищи, порядок её предоставления, в том числе бесплатного, строго регулируется множеством нормативов. Можно проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утверждённому меню и прочим нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости».

В феврале представителями отдела образования, депутатского корпуса, родительского комитета и СМИ был осуществлён контроль по обеспечению горячим питанием обучающихся средних школ райцентра. Инициативная группа проверила соответствие приготовленных блюд утверждённому меню для всех возрастных групп, контрольную порцию, наличие запрещённых продуктов в меню, порядок работы бракеражной комиссии, санитарное состояние обеденного зала, условия соблюдения детьми правил личной гигиены и т.д. Каждый проверяющий имел оценочный лист из 20 вопросов с подпунктами.

…Проверка началась со средней школы № 1. Прибыли за несколько минут до перемены – к первому завтраку, уже сервировались столы для учащихся начальных классов. Детям предлагался гуляш из говядины с перловкой и кисель. Каково же было удивление, когда большинство детей, даже не прикоснувшись к еде, снесли полные тарелки в мойку. На вопрос, почему не стали есть, отвечали: «Не нравится». Усомнившись в таком ответе, мы, проверяющие, попробовали гуляш и кисель и пришли к единому мнению – приготовлено вкусно! Но детям пришлись не по вкусу.

Нежелание есть «правильную» еду работники школьной столовой часто списывают на пищевые привычки современных детей. Приготовленные на пару котлеты и рыба, конечно, проигрывают сладостям, чипсам и бутербродам. Ещё один аргумент в защиту еды в школе – ориентированность детей на домашнее меню. Если ребёнок не привык есть дома овощные гарниры, то они не будут привлекать его и в школе. По признанию самих учащихся, им больше нравятся сосиски и блюда, приготовленные из полуфабрикатов. Это и понятно, именно приготовленные и замороженные полуфабрикаты позволяют сократить время на приготовление блюд в будние дни.

О качестве школьного питания говорит так называемый «индекс несъедаемости», т.е. разница между детской порцией и тем, что в итоге пошло в пищевые отходы. Так вот, на выброс в обеих школах отправилось более 50 процентов предложенной еды из полезных и качественных продуктов. Группа контроля специально взвешивала.

Конечно, такая ситуация немного шокировала. Мама из группы контроля обратила внимание на то, что учителя, сопровождающие учащихся в столовую, остаются безучастными к отказам многих детей от завтраков и обедов, и предложила побуждать детей к приёму пищи, на классных часах проводить беседы о здоровом и полезном питании, советовать не увлекаться чипсами и другими снеками во избежание развития хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта и проблем с ожирением.

Е.А. Колосова, директор комбината школьного питания, сожалеет о том, что дети совсем плохо едят, хотя меню разнообразное: супы или борщ, второе – рыбные или мясные блюда (рагу овощное с мясом, котлета мясная или рыбная, грудка куриная с овощами, голубцы ленивые, рыба, запечённая в духовке и т.д.) плюс гарнир, третье – разные напитки. И готовят повара с душой. Инициативная группа имела возможность в этом убедиться. Но детские предпочтения ограничены небольшим набором блюд. Например, оладьями со сгущёнкой, выпечкой (поставляет ООО «Селижаровский каравай»), фруктами. Во сколько обходятся школьные завтраки и обеды? Недорого. Завтрак стоит 67 рублей 41 копейка, стоимость одного обеда – 40 рублей. Все учащиеся начальной школы получают завтраки бесплатно, на питание для определённой категории детей действуют социальные льготы, а остальные питаются за родительскую плату. На бесплатное питание учеников начальных классов и льготников выделяются средства из бюджетов всех уровней.

Школьное питание – вопрос всегда актуальный. С одной стороны, еда в столовой должна соответствовать принципам здорового питания, быть полезной и возмещать потребности растущего детского организма; с другой, должна быть вкусной и аппетитной, нравиться детям, содержать достаточно витаминов и микроэлементов и при этом вписываться в бюджет.

Меню десятидневное – составляется одно на две школы и согласовывается с Роспотребнадзором. При его составлении за основу берётся рацион (набор определённых продуктов, необходимых и достаточных для детей), куда включаются кулинарные блюда, мучные и кондитерские изделия отдельно на завтрак и обед, учитываются суточная калорийность для возрастных групп учеников, длительность пребывания в школе. Основные требования к рациону школьника: согласно действующим нормативам, блюда для детей должны готовиться с щадящими методами обработки продуктов – отваривание, паровая обработка, тушение и припускание. Некоторые родители интересуются, почему в школьной столовой не подают макароны по-флотски (с фаршем), так как дети их любят, или яичницу? Эти и некоторые другие блюда запрещены в связи с тем, что могут представлять опасность для детей. Что касается напитков, то под запретом морсы без термической обработки, газированные напитки, некипячёная питьевая вода, натуральный кофе, тонизирующие и энергетические напитки, квас и соки концентрированные, т. е. сделанные на основе жмыха и воды.

На завтрак в школьной столовой готовят молочные каши, ленивые голубцы, гуляш, сосиски, макароны с сыром. Обеды состоят из супов или борща, на второе рыбные или мясные блюда. К сожалению, любимых детьми запеканок, омлетов, салатов нет в меню, так как они запрещены Роспотребнадзором для перевозки в контейнерах.

Напомним, что в 2018 учебном году с целью выполнения требований по организации горячего питания было принято решение о модернизации системы питания в средних школах райцентра. На базе средней школы № 1 было открыто Селижаровское муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат школьного питания». Пищеблок был капитально отремонтирован и оснащён современным оборудованием: электрическими плитами, пароконвектоматом, холодильными камерами, посудомоечной машиной, пристенными вытяжными зонтами с подсветкой, пекарским шкафом, универсальной кухонной машиной (протирочная), мармитом первых блюд, электромясорубкой. А в средней школе № 2 из-за несоответствия новым Правилам Роспотребнадзора – нехватки площади для кухонных производственных помещений – приготовление горячих блюд было ограничено. В настоящее время водитель-экспедитор четыре раза в день доставляет термоса с готовой пищей в эту школу.

Чтобы все успели позавтракать-пообедать, в обеденный зал пускают детей в четыре перемены.

Один из вопросов оценочного листа: имелись ли факты выдачи детям остывшей пищи? В средней школе № 2 был отмечен такой факт: чуть тёплый гуляш и чай по причине того, что работники столовой рано подавали еду к столу, и она успевала остыть до прихода учащихся. По нормативам супы и напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры – не ниже 65°C. А подогревать уже приготовленные блюда нельзя.

Что касается соблюдения детьми правил личной гигиены, то здесь, с учётом неблагополучной эпидемиологической обстановки, замечания есть. Условия для соблюдения детьми правил личной гигиены в обеих школах созданы: в СШ № 1 раковины для умывания установлены в столовой, а в СШ № 2 – в классах. Однако многие учащиеся пренебрегают правилами личной гигиены. Представитель инициативной группы попросил учащихся СШ № 2 показать руки, и сразу же стало понятно, что воды они «не видели» перед походом в столовую – свежая синяя паста на ладонях выдала.

Были также замечания к месту размещения цикличного меню в СШ № 2: вывешено не на видном месте, самостоятельно не могли найти.

15 марта в Администрации муниципального округа проведено совещание по организации горячего питания учащихся, подведены итоги родительского контроля, приняты решения.

Для более эффективной работы по улучшению организации горячего питания учащихся должна проводиться совместная работа педагогического коллектива с родительской общественностью в плане разъяснения принципов здорового питания, воспитания культуры правильного питания и соблюдения правил личной гигиены обучающимися, а также о значении горячего питания, пищевой и питательной ценности продуктов. Директору комбината школьного питания рекомендовано продумать вопрос о возможных изменениях в меню для улучшения качества питания учащихся.

Татьяна ВИКТОРОВА

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru