Рубрики
Реклама

Тайна приграничного леса

Весь 1942 год и до апреля 1943-го Селижаровский (Кировский) район был прифронтовым. Три операции по освобождению территории соседнего Ржевского не принесли ожидаемых результатов, и только после поражения под Сталинградом немецкое командование приняло решение об отступлении, испугавшись нового «Ржевского котла».

Наша железнодорожная станция в течение этого времени принимала эшелоны с техникой и солдатами, которые отправлялись на передовую линию фронта в сторону Ржева, Молодого Туда, Оленина. В боях там свои головы сложили сотни тысяч красноармейцев. Имена многих до сих пор остаются безымянными. В последние годы активизировалось движение поисковых отрядов. Об июльской экспедиции селижаровского «Авангарда» эти строки.

По подсказке бабушки Нины

О том, что неподалеку от его Дружной Горки шли ожесточенные бои, Семен знал из военных источников и воспоминаний деревенских. Еще мальчишкой в начале своей поисковой деятельности (интересно было покопаться в лесу) находил военные трофеи. Слышал и о находившихся рядом с границей бывшего Молодотудского района медсанроте и безымянном кладбище в лесу, где покоился прах бойцов 117-й отдельной стрелковой бригады. Более подробно об этом рассказала бабушка приятеля Нина Николаевна Никифорова.

– В госпитале, что стоял недалеко от нашей деревни Желомустово, санитаркой работала моя тетка. О том времени всегда говорила со слезами на глазах. С поля боя к ним привозили тяжелораненых, некоторые с оторванными конечностями. Выживали единицы, почти все умирали. Хоронили тут же, в ямы складывали по несколько человек, друг на друга, командиров – отдельно. Ставили колышек, огораживали одной-двумя жердочками.

По возвращении из эвакуации тринадцатилетняя Нина с ровесниками искала там ложки, кружки – после фашистской оккупации в домах ничего не осталось. Повзрослев, ходила за зерном для посева в Молодой Туд и слышала на том месте леденящий тело вой волков, сверкающие в темноте глаза. От страха поворачивала назад.

Разведка «боем»

В мае главный «авангардист» С. Марьин собрал своих друзей, таких же энтузиастов поискового дела, обозначил цель предстоящего десанта. Поработать в свой выходной согласились все. Вооружившись необходимым инструментом, двинулись в путь.
Пристально вглядывались в местность: в радиусе 100 метров несколько блиндажей. Возможно, рядом и захоронение. Предполагаемый квадрат вдоль и поперек прошли щупами. Без устали работали металлоискатели. Могилы нашли невдолге, на них указывали и едва заметные приподнимавшиеся из земли холмики. Один, другой, третий…

Дорога «фронтовая»

То, что предстоит немалый объем работ, у ребят не вызывало сомнений. Потому решили пригласить помощников, членов военно-патриотического клуба «Рассвет» СШ № 2. Ответственные, серьезные, знакомые с туристическими навыками, старшеклассники во главе с учителями, тремя Ольгами Николаевными (в отряде родной брат одной из них Игорь Зуев), восприняли предложение на ура.

Сбор был назначен на субботу, 8 июля. В 6 утра от площади райцентра отправилось несколько автомобилей. Пассажиры с палатками, рюкзаками, ведрами и кастрюлями, в соответствующей экипировке. На захаровском повороте к «кортежу» присоединилась еще пара машин. Желание помочь в нужном деле высказали четверо жителей деревни после встречи в библиотеке с братьями Семеном и Ильей Марьиными. Они так увлеченно говорили о своем занятии, что некоторые сразу загорелись записаться в отряд. И вот такая возможность предоставилась.

В Дружной экипажи рассредоточились по другим машинам: школьники заняли места в «Ниве» и «Уазике», взрослые со строительным материалом, набором инвентаря, 300-литровой бочкой питьевой воды и продуктами – в тракторной телеге.

По старому большаку до места дислокации порядка восьми километров. Раньше это расстояние можно было преодолеть менее чем за полчаса, на сей раз времени потребовалось гораздо больше. Дорога настолько разбита лесовозами – глубокие колеи, в иных местах сплошное месиво, – что транспорт, даже трактор, приходилось буксировать.

– У, дорожка фронтовая, – шутили ребята при каждом надрывном урчании и сильном наклоне машины.

Прибыв на место, мужчины быстро соорудили скамейки и стол, оборудовали кострище, поставили палатки, в том числе под кухню с провиантом. Затем все погрелись чаем из термосов (костра пока не было), получили инструктаж от руководителя отряда, что особенно важно для новеньких, и принялись за дело.

Носители информации

На месте захоронений уже выросли высокие деревья – их приходилось спиливать. Мешали и толстые корни. Без топоров и пил было просто не обойтись.

Дзинькали металлоискатели, вонзались в грунт щупы, из рук в руки переходили лопаты. Юные поисковики во всем следовали советам старших, стараясь быть максимально полезными.

В некоторых раскопах на глубине полутора метров начинала сочиться вода, через несколько минут ее становилось все больше, что осложняло процесс. Приходилось вычерпывать не только ведрами (их не хватало), отрезали и приспосабливали канистры, бутылки из-под воды.

Первая удача улыбнулась командиру – медальон! На свету долго рассматривать этот важный носитель информации нельзя, а уж тем более вскрывать.

– С доступом воздуха бумага может разложиться, – объяснил Семен и тут же упаковал находку в целлофановый мешочек. С ней предстояло поработать специалистам ржевской лаборатории.

Такое начало вызвало в отряде еще больший азарт и вдохновение. Росли кучи свежевырытой земли, а вместе с ними и количество останков бойцов. У одного, предполагали поисковики, была разбита ключица, перебиты ноги, у другого черепное ранение, третий без руки, четвертый ушел из жизни с лангетом на тазобедренном суставе…

Лесное «ура» вмиг собрало всех у ямы, на дне которой И. Зуев одной рукой смахивал со лба капельки пота, в другой держал слегка поблескивающий кусочек металла: медаль «За боевые заслуги»! Аккуратно очистил ее от земли. Обозначился номер.

– Теперь по нему точно установим фамилию бойца, – мгновенно сделали вывод поисковики.

Всё происходившее в тот момент в лесной глуши вызывало неподдельный интерес и удовлетворение, особенно у начинающих поисковиков. Самый юный среди них Коля Колышевский. Приехал со своей мамой. Сказал, что хочет стать военным историком. Читает детскую военную энциклопедию. Знает о штурме дворца Амина, афганской войне. Меня предупредил: при попадании в костер детонатор может взорваться. И спросил: из какой газеты и буду ли писать о бригаде дяди Семена.

В тот день усилиями поисковиков было поднято 39 останков воинов-освободителей, обнаружены их личные вещи.

После сытного ужина долго сидели у костра, обсуждали результаты первого дня, думали о следующем.

Он оказался таким же продуктивным. Главной находкой стал медальон, его поднял Илья. Пополнялась и «коллекция» личных вещей. Они будут переданы в музей.

Жизнь в лагере шла своим чередом. Повара приготовили обед: звук металлоискателей сменил звон ложек и кастрюль. Очень вкусными оказались приготовленные на костре борщ и рис с тушенкой, ароматным травяной чай.

Итогом воскресенья стали обнаруженные останки 47 бойцов. К вечеру все их упаковали в мешки, которые сложили в одном из блиндажей и укрыли ветками.

С миру по нитке

Если кто-то думает, что на полевые раскопы поисковикам выделяются большие деньги, тот глубоко ошибается. На эту поездку, как и на предыдущие, ребята из «Авангарда» и их единомышленники, в том числе из Питера, тратили собственные, приобретая на них продукты питания, использовали свой транспорт и друзей. Я не говорю о том, в каких условиях им приходится работать. Уж поверьте непосредственному свидетелю: копать – не флагом махать.

В то время, когда, стоя по колено в воде, перелопачивая тонны грунта, «авангардисты» своим участием возвращали память павших, в Завидове проходил традиционный фестиваль рок-музыки, на проведение которого были израсходованы миллионы. Такие вот приоритеты у власти.

Постскриптум

Материал о поисковой деятельности – напряженной, скрупулезной – появился бы на газетной полосе раньше. Учла пожелания «авангардистов»: стоит дождаться расшифровки медальонов и установления личности награжденного.

И вот имена героев известны. Медалью «За боевые заслуги» награжден Алексей Михайлович Сосипатров, 1918 года рождения, уроженец Татарской АССР; по медальонам погибшими значатся Павел Иванович Борискин (1922 г.р., Мордовская АССР) и Андрей Яковлевич Прищепов (уроженец г. Архангельск), погибшие в период с 25 ноября по 12 декабря 1942 года. Вечная память защитникам Молодотудской земли, сегодня – Селижаровской.

Отряд, но в меньшем составе, продолжил раскрывать тайны приграничного леса. Удалось обнаружить останки еще 19 погибших. Итог вахты – 105 бойцов 117-й отдельной стрелковой бригады. Они обретут новые места упокоения, их имена будут увековечены.

Надежда РОМАШОВА
Фото автора и О. СИМОНЕНКОВОЙ

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru