Рубрики
Реклама

Первый на Селижаровской земле

Митинги в Хотошине, Оковцах, Дружной Горке, посвящённые перезахоронению останков воинов, погибших на территории района, Вахты памяти, встречи со школьниками, открытие в деревне Нивы памятника экипажу самолёта, сбитого фашистами в январе 1943 года, – это далеко не все мероприятия, участниками которых были бойцы поискового отряда «Авангард». Отсчёт своей деятельности отряд, первый на Селижаровской земле, ведёт с мая 2013 года. В связи с 5-летним юбилеем интервью с его командиром С. МАРЬИНЫМ.


– Семён, что подвигло тебя к поисковой деятельности?
– Несправедливое отношение к павшим защитникам Отечества. Я глубоко убеждён: человек, погибший за Родину, должен быть похоронен со всеми воинскими почестями. Он достоин того, чтобы на его могилу могли прийти поклониться, возложить цветы.

– Раньше имел какое-то представление об этом занятии?
– Занимался, как говорю, военной археологией – «чернушничал». Но когда обнаружил останки первых бойцов, в сознании произошёл поворот. Сказал себе: всё, стоп. Только официально!

– Какими были первые шаги отряда? У вас ведь тогда ещё не было названия…
– Да. Мы работали самостоятельной группой в составе Осташковского отряда под руководством Е.А. Моисеевой. Елена Алексеевна подсказывала, как правильно действовать, как поступать в разных ситуациях. Группа наша была «малокомплектной»: я, брат Илья и два брата Садовых – все из одной деревни. Нас так и называли «поисковики из Дружной Горки».

– А что было у вас в тот момент из оборудования?
– Один металлоискатель, которым работал сам, ребята – щупом, лопатой. Не имея достаточного опыта и оборудования, мы сумели в мае 2014 года обнаружить и вскрыть большую могилу в Княжухе. Подняли там останки 24 тел. Их потом перезахоронили в Хотошине.

– Сегодня, надо полагать, оснащённость «Авангарда» иная…
– Стараемся каждый год обновлять её. За активную работу «Подвиг» презентовал нам навигатор. Сегодня у каждого металлоискатель. В отряде есть рации, палатки, само собой, щуп и лопаты. Мы соответствующим образом экипированы.


– Ваша деятельность регламентируется какими-то документами?
– Не какими-то, а соответствующими. Мы согласовываем свои шаги с научно-историческим, военно-патриотическим центром «Подвиг», руководит которым С. Титков. Кстати, под его контролем велись поисковые работы у дер. Ивково в начале 2000-х. Уведомляем и районное руководство, глав сельских поселений, на территории которых предстоит работать. «Чернушники», естественно, всем этим пренебрегают. Они просто мародёрничают, разбрасывают взрывоопасные предметы времён Великой Отечественной войны.

– За эти годы отряд существенно вырос. Сегодня в нём 14 человек, есть даже женщины…
– Ольга Гусева и Людмила Смолкина. У обеих желание возникло после встречи, которую мы с братом провели в Захаровской библиотеке. Подошли и спросили, как записаться в отряд. Я им всё объяснил. Они подали заявление и уже участвовали в нескольких поисковых десантах. В отряде ребята инициативные, те, кто хочет делать дело. Проводят разведку, копают – нередко под палящим солнцем гнут спину, в яме стоят по колено в воде, отмахиваясь при этом от комаров и мошкары. Работаем в условиях, я бы сказал, приближённых к боевым. К тому же риск велик. Неизвестно, где тебя может поджидать «ржавая смерть». Очень важно соблюдать технику безопасности. Как командир несу ответственность за каждого.

А ещё ваша газета способствует пополнению: пишут ВКонтакте, звонят, просят о встрече. Принять или нет, советуюсь с ребятами. Важно, чтобы человек был мобильный, имел поисковое оборудование, транспорт. Ведь всё, чем располагаем сейчас, приобреталось практически на собственные средства.

– Как выбираете объект для поиска?
– По-разному. Иногда подсказывают старожилы, как в случае с Малой Забежницей, иногда собственная интуиция. Место вблизи деревни Хилово, где проходила майская Вахта памяти, нашёл боец отряда С. Шашенков случайно. Гуляя по лесу, обратил внимание на траншею, заваленную бытовыми отходами, щупом обнаружил что-то твёрдое в ней. За два дня Вахты там мы подняли останки 12 бойцов, среди них каким-то образом оказались и детские. Удалось обнаружить два медальона. Один пустой, по второму узнали: Антон Иванович Буравцев, 1904 г.р., призван из Омской области. Стрелок 925-го полка 249-й дивизии был убит 1 декабря 1941 года.

– Одно дело найти медальон, другое – установить по нему личность погибшего. Какими источниками пользуетесь?
– Первым делом заходим на сайт ОБД «Мемориал». Если там информации недостаточно, пользуемся другими сайтами – возможности Интернета позволяют сегодня многое. Конечно, прибегаем к помощи коллег. Это С. Петухов, Д. Никитин, А. Хлиманчук из Ржева, за что им благодарен.

– В прошлом году отряду удалось поднять около 130 останков. До перезахоронения они находились в твоём сарае. Но ведь в Ржеве специально построено хранилище. Нельзя было отвезти туда?
– А на чём и на какие средства? Из-под Молодого Туда, где проводили основные раскопки, мы привезли больше 20 мешков фрагментов тел. В мои «Жигули» этот груз никак не поместился бы, да и в легковой транспорт ребят. Потребовалась бы «Газель», но кто согласился бы её оплатить? Плюс затраты на доставку останков для перезахоронения.

– Возвращаетесь на место прежних раскопок?
– Зачастую. Всех поднять невозможно.

– По вашим местам ходят «чернушники»?
– Бывает. Им важно отыскать какой-нибудь военный трофей, продать его или положить в коллекцию и бравировать этим.

– Самая большая удача для поисковика…
– Найти хорошо сохранившийся, заполненный медальон. В нём основная информация. Обнаружение металлической капсулы – такая радость, такие овации! Сбегаются все. В нашей «копилке» шесть медальонов, по некоторым удалось установить родственников. С одним из них, внуком А.И. Шабурина, сложились тёплые отношения. Он не раз приезжал в Дружную Горку, в том числе на перезахоронение в сентябре прошлого года. Был на братской могиле и нынче, участвовал во встрече, которую проводил музей в День Победы. Но, как ни странно, не все проявляют интерес к информации о месте гибели и захоронении своих родственников.

– Молодёжь разделяет ваш энтузиазм?
– Думаю, не очень. Прежде чем ждать притока в отряд, надо всё показать, чтобы ребята видели процесс своими глазами, сами в нём участвовали. Наше занятие, когда перелопачивать приходится тонны тяжёлого грунта, не каждый выдержит.

– Определённые навыки можно получить во время Вахт памяти, которые практикует отряд…
– Они, собственно, и нацелены на это. Мы провели четыре такие Вахты. В прошлом году с учащимися СШ № 2 работали на границе с Оленинским районом, нынче наш «фронт» был сосредоточен в районе дер. Хилово. Школьники работают наравне со взрослыми. У меня не забалуешь (смеётся).

– Ты строгий командир?
– Ко взрослым – да, к школьникам отношусь снисходительнее. В армии был сержантом, командиром отделения.

– У отряда есть свои гимн, эмблема…
– Слова к гимну написал родственник из п. Пено. Иногда он участвует с нами в раскопках. А с эмблемой мы узнаваемы.

– Семён, в чем видятся проблемы?
– В нехватке личного времени. Каждый из нас работает, в том числе за пределами района.Почти у всех семьи. Ну и отсутствие материальной поддержки.

– А ваше занятие разделяют домашние?
– Поддерживают!

– Планы на летний сезон.
– Работы предстоит много. Хотелось бы поднять останки самолёта в районе Дружной Горки, организовать большую детскую Вахту, поработать в Ивкове.

– Удачи вам, новых находок и установления имён павших, возвращения погибших из небытия.

Надежда РОМАШОВА.

Фото предоставлено
поисковым отрядом «Авангард»

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru