Рубрики
Реклама

Воспоминания без размышлений

Земляки, прославившие свою малую родину трудовыми и ратными подвигами, достижениями в спорте и творчестве, – главное богатство и гордость района. В предыдущем номере мы познакомили читателей с людьми, причастными к созданию ракетно-космических комплексов для защиты страны. Сегодня наше интервью с Валерием Евгеньевичем Смирновым, человеком интересной судьбы.

– Валерий Евгеньевич, расскажите немного о своём детстве и юности.
– Я родился в победном 1945 году в Вышнем Волочке. День рождения – 19 ноября – в дальнейшем стал Днём ракетных войск и артиллерии. Наверное, это и определило моё предназначение во взрослой жизни.

Почти сразу после моего рождения отца перевели в Селижарово директором средней школы № 1, и мы жили в этом же здании. Спустя время он возглавил коллектив Дубровской школы, а после Селищенской средней. С этого момента я уже себя помню. Сначала мы квартировали на улице Почтовой, затем на Дачной, рядом со старой школой, размещавшейся в двух одноэтажках барачного типа.

Отец умер, когда мне было 6 лет. Помню, как его провожал в последний путь почти весь посёлок. Похоронили отца на кладбище в д. Хотошино. Мы остались втроём: мама, старшая сестра Галя и я. Кроме того, с нами жила мамина крёстная, бабушка Маша.

– Вы были одним из лучших учеников Селищенской школы…
– В школе я учился хорошо. Был пионером, комсомольцем. Активно занимался спортом: летом бегал кросс, играл в футбол, настольный теннис, зимой ходил на лыжах. Из того времени мне больше всего запомнились походы классом к истоку Волги, туристические слёты, которые проводились недалеко от Селижарова.

Занятия спортом в детстве и юношестве в дальнейшем серьёзно сказались на моей учёбе и служебной деятельности. Помню всех своих учителей, очень благодарен им за их самоотверженный труд.

– Какие мечты детства воплотили в жизнь?
– В раннем детстве мечтал стать археологом. В старших классах хотел поступать в Калининский педагогический институт на спортивный факультет. Но по финансовым соображениям мы с матерью приняли решение о поступлении в военное училище. В дальнейшем никогда об этом не пожалел.

После отбора в Селижаровском военкомате прошёл в первый набор Серпуховского высшего командно-инженерного училища, сформированного на базе среднего авиационного технического училища спецслужб и в 1957 году переданного из Военно-воздушных сил в состав только что сформированных Ракетных войск стратегического назначения. В настоящее время училище реорганизовано в филиал Военной академии ракетных войск имени Петра Великого.

В училище получил хорошую теоретическую и практическую инженерную подготовку, а также устойчивые командные навыки. Этому способствовало то, что уже после первого семестра меня назначили командиром отделения, через семестр – командиром учебной группы, а на третьем курсе – старшиной курса.

– Как складывалась Ваша карьера после училища?
– Окончил училище в 1967 году в звании инженера-лейтенанта с дипломом инженера-электрика и был назначен на должность начальника электроогневого отделения ракетного комплекса, вооружённого ракетами 8К63 (теперь об этом можно говорить, так как эти комплексы давно сняты с вооружения). Ракетный полк размещался недалеко от г. Сучан (теперь г. Партизанск) Приморского края. Мы с женой ехали на поезде от Москвы до станции Манзовка, где размещался штаб дивизии, до сих пор помню, шесть суток и десять часов. Вот тут я понял, как велика наша Россия, точнее СССР тогда.

Обстановка в Приморье была в то время непростой. До событий на острове Даманском оставалось два года. До границы с Китаем было всего около сотни километров. Все войска, в том числе и наши, серьёзно готовились к возможной войне. Сильно осложнились отношения и с Чехословакией.

– В марте 1969-го случился вооружённый пограничный конфликт на острове Даманском…
– В этом году я был назначен старшим инженером дивизиона. Пришлось осваивать новые обязанности. Но в 1970-м, вследствие дальнейшего обострения обстановки с Китаем, наш полк был расформирован, и я получил назначение в другой конец СССР – г. Хмельницкий. Ракетная дивизия, размещавшаяся здесь, была вооружена другим новейшим ракетным комплексом. Пришлось переучиваться. В Ракетных войсках стратегического назначения была создана автоматизированная система управления войсками. Командование посчитало, что я должен возглавить отделение АСУ дивизии. Опять переучивание, теперь уже в Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского в Ленинграде. После переподготовки участвовал в монтаже и государственных испытаниях системы, а затем и её эксплуатации.

– Ваша дальнейшая служебная деятельность также была связана с учёбой и переездами?
– В 1974 году было принято решение о создании центра АСУ армии, штаб которой располагался в г. Винница. Меня назначили старшим инженером. Опять переезд, опять учёба, теперь уже в отделе главного конструктора научно-исследовательского института, получение оборудования, монтаж, автономные и комплексные испытания. За успешное выполнение этой задачи был награждён орденом «За службу Родине» III степени. А через два года меня назначили начальником центра. С этой должности поступил на командный факультет по специальности «Автоматизированные системы управления» в Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского. Сейчас это Военная академия Ракетных войск имени Петра Великого и размещается в г. Балашиха.

– На момент окончания академии Вы уже имели не только теоретические знания, но и богатый опыт службы в войсках на различных командно-инженерных должностях…
– С учётом практической и теоретической подготовки я был назначен преподавателем в своё родное Серпуховское военное училище, где только создали новый факультет «Автоматизированные системы управления». Прошёл все ступени: преподаватель, старший преподаватель, доцент, заместитель начальника кафедры, заместитель начальника факультета. В 1994-м защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. Через год присвоили учёное звание «доцент», а в 2003-м учёное звание «профессор».

Конец 80-х – начало 90-х застали меня в должности заместителя начальника факультета. В училище зачастили проверяющие, задававшие один и тот же вопрос: «Что Вы перестроили?» Скажу честно, я был против каких-либо существенных изменений. В то время учебно-воспитательный процесс в военных вузах, на мой взгляд, был на самом высоком уровне. В итоге по достижении 50 лет уволился из Вооружённых Сил в звании полковника.

– Вы и сейчас не расстаётесь с преподавательской деятельностью?
– Сразу после окончания службы я был приглашён на должность председателя комитета информационных ресурсов в администрацию г. Серпухова. Вновь специфика моей деятельности существенно изменилась, но я продолжал педагогическую деятельность в военном училище, теперь уже на кафедре физики. После увольнения из администрации преподавал на кафедрах «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» в двух Московских госуниверситетах. В настоящее время преподаю в Домодедовском филиале Московского государственного гуманитарного университета.

– Вы автор многих научных работ, открытий…
– Много или нет – не мне судить. Давно не считал, но когда представляли документы на звание профессора, у меня было более 100 научных работ, из них 9 – авторские свидетельства на изобретения и патенты.

– Часто ли студенты вступают с Вами в диспуты и на какие темы?
– Достаточно часто. Это один из известных студенческих приёмов, как отвлечь преподавателя от обсуждения вопросов, к которым они не очень хорошо подготовились. Стараюсь не поддаваться, но и уходить от острых вопросов преподаватель не имеет права. Самая интересующая студентов тема – их возможное будущее: где будут работать после выпуска, есть ли у них надежда приобрести своё жильё, каково моё личное мнение об экономике в нашей стране, нужно ли ребятам служить в армии и т.д.

– Какой-нибудь случай помните из детства или юности?
– Из своей юности помню одну интересную встречу с нашим, наверное, самым известным земляком Главным Маршалом бронетанковых войск П.А. Ротмистровым. Павел Алексеевич только что был назначен помощником Министра обороны по вузам и приехал в училище с ознакомительным визитом. Осматривал училище, учебные корпуса, посещал казармы, столовые и другие объекты. Командование факультета знало о его привычке спрашивать у курсантов-первокурсников: «Ну, скажи, откуда ты, сынок?». Я учился на втором курсе. На момент посещения нашей казармы был дежурным. Когда представился и сказал, что я из Селища Селижаровского района, Ротмистров очень обрадовался. Мы зашли в Ленинскую комнату, и он больше часа расспрашивал меня о Селище, деревне Сковорово, где родился и вырос, Селижарове.

– Ваш отец, участник Великой Отечественной войны, был педагогом, Вы занимаетесь преподавательской деятельностью. В семье есть продолжатели династии?

– Старший сын Дмитрий. Он с отличием окончил то же военное училище, что и я. Шесть лет служил на космодроме Плесецк. Параллельно заочно учился в адъюнктуре (военной аспирантуре), защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук и был переведён для дальнейшей службы преподавателем в Серпуховское военное училище. После выслуги лет уволился из Вооружённых Сил в звании подполковника. В настоящее время программист. Его сын Вадим, мой внук, тоже специалист с университетским образованием. Работает в администрации г. Серпухова над реализацией программы «Умный город». Дочь Елена окончила с медалью гимназию и с красным дипломом Московский государственный технический университет гражданской авиации. Сейчас вместе с мужем и дочерью живёт в Варшаве. Жена, Галина Григорьевна, по специальности медсестра.

– Генерал-полковник С.А. Бобылёв Ваш дядя. Как часто Вы с ним общались?
– Он не родной мой дядя, а двоюродный брат матери. С ним и его семьей встречался один раз. Когда учился в академии, мать с сестрой приезжали ко мне в гости. Как-то раз мать сказала: «Давай съездим к Сергею». Она позвонила Сергею Андреевичу (он тогда был членом военного совета – начальником политуправления войск ПВО страны), и мы вчетвером – мама, сестра, жена и я – съездили, и я впервые познакомился с ним и его семьей. До этого даже ничего не знал о нём.

Вообще, мама была неразговорчивой, и я почти ничего не знал о своих бабушках и дедушках. О близких родственниках узнал от папиного брата Михаила Петровича, работавшего в Серпуховском военном училище лаборантом. В прошлом военный, хорошо знавший и друживший с Кожедубом, тогда ещё замкомандира Кубинской дивизии по лётной подготовке, Михаил Петрович был инженером в этой дивизии. Пожалуй, именно он заложил во мне все наиболее важные для военного человека черты характера. Кстати, он тоже одно время служил в Приморье.

– Без телевизора, как говорят, жить скучно. Каким телепередачам отдаёте предпочтение?
– Телевизор, конечно, смотрю. Больше всего люблю спортивные передачи: футбол, волейбол с участием наших команд. Смотрю и политические, которые ведут В. Соловьёв, А. Норкин и О. Скабеева. Однако в последнее время Ольга раздражает своей напористостью, безаппеляционностью и нежеланием выслушивать мнения других экспертов (на мой взгляд, это плохая черта для ведущих).

– В Селижарове живут Ваши родные. Часто ли их навещаете?
– Да, в Селижарове живут моя родная сестра Галина Евгеньевна Смирнова и её дочь Юлия Васильевна. Раньше я приезжал к матери и к ним ежегодно на недельку. Сначала в Селище, а потом мать переехала в Селижарово. К сожалению, несколько лет по семейным обстоятельствам я на малой родине не был. Очень корю себя за это, но обстоятельства не позволяют.

Татьяна ВИКТОРОВА

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru