Стержень рода

Л.А. Дамировой - 95

Целый день 22 июня в дом №11 на Набережной Кирова шел людской поток. Коллеги, бывшие пациенты, друзья, соседи, представители администрации района и поселка с букетами спешили поздравить его хозяйку, Почетного гражданина района, Л.А. Дамирову с юбилеем. 95, согласитесь, весьма солидный возраст. В районе перешагнувших такой рубеж единицы.

– Людмила Аверьяновна, что определяет Ваше долголетие: генетический фактор, образ жизни?
– И то, и другое. Долгожителями в роду были прадед (он имел по тем временам и неплохое образование), бабушка. Оба смоляне. А еще годы прибавила мне работа, в том числе на земле. До недавних пор вплотную занималась огородом. Нынче сажала только лук, свеклу и, конечно, цветы. Особенно нравятся клематисы, розы. Хорошо цветут канны.

– Вы посещаете храмы. И в день своего рождения, совпавший с Крестным ходом, были на службе…
– Я не могла пропустить это событие. Маленькой девочкой на Радуницу и Пасху бабушка брала меня на кладбище. На смоленщине был такой обычай поминать усопших: большой льняной скатертью накрывали могилу, на нее ставили съестное и что-нибудь сладкое – я ждала конфет. Когда слышала колокольный звон (церковь была в другой деревне), мама говорила, что в этой церкви крестили нас, детей. Помню также, как она сажала нас с братом на печку и заставляла учить молитвы. Отец был противником этого. Он очень боялся, что, узнав, его выгонят с работы. В доме у нас всегда справляли Рождество и Пасху. Мама одевала самое красивое платье. Она была очень мудрая, трудолюбивая. Бесконечно ей благодарна. Всем нам, троим, дала образование.

Когда в Селижарове восстановили храм, я стала посещать службы. Не единожды была в Голенкове на соборовании, за что благодарна Г.Н. Осиповой. Есть какая-то высшая сила, которая руководит нами.

– Как можете охарактеризовать себя в двух-трех словах?
– В детстве мама называла меня ленивой белочкой, когда подросла – трудолюбивой пчелкой, а во взрослой жизни за мной укоренилось латышское трудолюбие. Дед по матери был латыш, сыровар.

– Выбор профессии врача, которой Вы отдали почти 60 лет, был осознан или случаен?
– Я с детства любила цветы и хотела стать цветоводом. Но фильм о медработниках изменил мечту. Сидевшая рядом женщина сказала: хочу, чтоб и моя дочь стала врачом – лучшей профессии нет. На меня эти слова произвели магическое действие. Придя домой, обернулась белой простыней: я – врач!

– Осуществить свою мечту Вы смогли лишь после войны…
– Война перечеркнула у всех планы. Мы были убиты сообщением о ней. Семья наша вынуждена была эвакуироваться в Тамбовскую область. Я наравне со всеми работала на колхозных полях, получила настоящую трудовую закалку. С июня 1943-го – фронт: III Украинский, 126-й артиллерийский полк, 3-я батарея. Это «прописка» ефрейтора Людмилы Дмитроченковой.

По окончании войны в 1946 году поступила в Ленинградский мединститут, потом перевелась в Смоленский. В 1951-м с дипломом врача приехала в Азановскую участковую больницу (тогда это Молодотудский район). В коллективе было несколько медсестер, фельдшер, акушерка. Мы оказывали любую помощь. Были и сложные случаи. Потом не раз думала: как же удавалось? Когда в области подтвердился поставленный мною первому больному диагноз «трахома», была очень рада. За то, что вставила плечевой сустав, женщина впервые отблагодарила баночкой меда.

Больных нам привозили на лошади, на лошади ездили и по вызовам. Жила я на квартире, и в мое окошко могли постучать в любое время суток. Да, у нас не было оборудования для ЭКГ, лабораторных анализов крови. То была эра пенициллина. Народ был тогда физически крепче и духовно чище, добрее. В Азанове я много вышивала, вышивки храню по сей день. Вообще тот край оставил самые приятные впечатления.

– Там Вы встретили и свою судьбу…
– В Азанове находилась Свисталовская МТС, Михаил Дмитриевич приехал главным инженером, потом стал директором. Мы притянули друг друга. В 1959-м родился Михаил, уже в Селижарове – Александр. С мужем жили счастливо, у нас было много общих интересов. Почти тридцать лет как его не стало. С его уходом я многое потеряла.

Дамирова с мужем

– Говорят, у каждого врача есть свое кладбище…
– К сожалению, так. Не всегда врач может победить смерть, спасти больного – даже сейчас, в век новейших технологий в медицине. Тут много причин. И не все зависит от доктора. Я всю себя отдавала людям, не считая, молодой или старый на приеме или на больничной койке. Если ты врач, обязан всеми силами и методами помочь больному, к каждому относиться с душой.

– В терапевтическом отделении, которое Вы возглавляли долгие годы и за что по праву заслужили орден «Знак Почета», удивлялись: как можно при такой занятости успевать вести хозяйство, готовить. Коллеги помнят вкус Ваших блюд.
– Я любила готовить. Делала голубцы, лепила пельмени, пекла торты. К столу на этот юбилей сделала только беляши – все-таки возраст. Ухудшилось зрение, побаливает бок после падения.

– Медицина переживает не лучшие времена: недостает кадров, многие услуги платные, потому трудно попасть на прием. В чем, на Ваш взгляд, причина?
– Этот развал наметился не вчера, и мы его видим не только в медицине. Многое зависит от того, насколько ответственно, грамотно человек в белом халате выполняет свои обязанности. Во время специализации по кардиологии, когда уходили врачи, я оставалась в отделении и перечитывала все истории болезни, изучала назначения лечащих врачей, вникала в нюансы работы главного «моторчика». Благодарна своему наставнику, бывшему главному терапевту области Л.К. Магомедовой.

Довольна, что медицина в нашей семье стала потомственной, продолжается в третьем поколении. Оба сына окончили Калининский мединститут. Михаил – профессор, доктор медицинских наук. Работает в институте им. Склифосовского, автор многих научных работ и учебных пособий по гинекологии. Александр – участковый терапевт в районе. Его младший сын – студент ТГМА.

– Вы не один десяток лет живете под одной крышей с невесткой Натальей Александровной. Она видит в Вас стержень рода.
– Наташа, тоже медик, для меня как дочь. Порядочная, уравновешенная. Благодарна, что заботливо относится ко мне. Я помогала растить их детей, трех своих внуков. У нас чисто русская семья, чисто русские обычаи.

– Как складывается день ветерана?
– Не могу представить себя без движения. В движении моя жизнь. Вот недавно, несмотря на запреты домашних, прополола чеснок. По-прежнему читаю. Любимые Чехов, Тургенев. Ни один вечер не проходит без книг и медицинских журналов. Телевизор не смотрю. Раньше у нас была своя компания. Теперь ее не стало. Я не отношу себя к категории завистников, сплетников.

– Вы же и «лесной» человек!
– Лес – это моя слабость. Муж с приходом лета говорил: вот начнется «лесная шизофрения». Очень любила собирать и грибы, и ягоды. Знала места. Хорошо бы еще побродить по знакомым тропам…

Надежда РОМАШОВА.
Фото автора и из семейного архива

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru