Рубрики
Реклама

В селижаровском небе дважды герои, и не только они

В разные годы наша газета сообщала читателям о подвигах лётчиков в годы Великой Отечественной войны в небе над селижаровской землёй. Документы командиров частей, освободивших Селижарово в январе 1942 года, свидетельствуют о том, что вместе с местными жителями гестаповцы сожгли и двух советских лётчиков. Имена их до сих пор не известны.

В это же время, по сообщению командира 274-й ИАП майора Мазуркевича, в первой декаде января 1942 года Абульханов Киям Тагирович показывает пример мужества, отваги и умения, самоотверженно борясь с гитлеровскими захватчиками, нанося им сокрушительные удары. За короткое время пребывания на фронте товарищ Абульханов оправдал высокое звание сталинского сокола. Только за 4-5 января 1944 года он трижды производил смелые налёты на аэродром в Ржеве и, несмотря на неблагоприятную погоду, интенсивный огонь противника с малых высот, метким пушечно-пулемётным огнём сумел уничтожить грузившиеся самолёты и большое количество солдат и офицеров. За умелое выполнение задания по уничтожению врага, проявленное мужество и отвагу достоин награждения ордена Красного Знамени. К сожалению, в одном из боёв самолёт храброго лётчика был подбит. Киям Тагирович, раненый и обмороженный, был доставлен в медсанбат, где скончался. Похоронен в деревне Мелентьево. Удостоверение о награждении орденом Красного Знамени получил его внук.

Много остаётся на сегодняшний день неясного и с гибелью экипажа самолёта, который разбился у деревни Раменье осенью 1943 года. Интернациональный экипаж, захороненный в братской могиле, вероятно, выполнял спецзадание и после дозаправки на одном из аэродромов на андреапольской земле должен был десантировать группу в Прибалтике. Авиационный техник, готовивший самолёт к полёту на одном из подмосковных аэродромов, был арестован и расстрелян. Его внук собирает материалы о данном экипаже и готовит книгу воспоминаний. Но есть один факт, свидетельствующий о том, что командир экипажа Фёдоров, родом из Осташковского района, продолжал летать на самолётах полярной авиации в пятидесятые послевоенные годы. Сам факт трагической гибели экипажа пока остаётся загадкой.

Ещё не менее интересный военный эпизод связан с именем Льва Борисовича Томчака, в честь которого названа одна из улиц нашего посёлка. На одной из фотографий Томчак у сбитого немецкого самолёта. Обозначена и дата съёмки: сентябрь 1942 года. Данные Государственного архива фото-кинодокументов подтверждают, что Лев Томчак, лётчик-истребитель, помощник командира полка, старший лейтенант, выиграл бой с семью немецкими самолётами. Из наградного листа, подписанного 13 октября 1942 года командиром 283-й ИАП полковником Китаевым, узнаём, что звено Томчака выполнило с августа 1942 года 120 вылетов на боевые задания и провело 15 воздушных боёв, сбито 6 самолётов противника. Он воспитал бесстрашных лётчиков, приучил их смело драться. Сам лично храбр, дрался и выходил победителем неоднократно, показал преданность Родине и достоин награды – ордена Красного Знамени.

В одном из боёв его самолёт, вероятно, был сбит в небе над селижаровской землёй. А 13 июля 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию действий наших наземных войск, встретил восемь самолётов «МЕ-109» и десять «Ю-88». Умелым манёвром подошёл на близкую дистанцию к «Ю-88» и длинной очередью подбил его. После второй атаки самолёт загорелся и врезался в землю. Разделавшись с «Ю-88», в паре с ведомым атаковал «МЕ-109», сковав его своими частыми атаками, дал возможность ведомому сбить его. За этот день Томчак провёл пять воздушных боёв, прикрывая действия наших штурмовиков по переднему краю вражеской обороны. В воздушных боях проявил себя смелым, напористым, увлекал за собой молодых лётчиков. Был представлен вторично к награждению орденом Красного Знамени, но наградили орденом Отечественной войны I степени.

Долгое время оставалось загадкой, почему старший лейтенант Томчак начал воевать только в 1942 году. Новые документы, ставшие более доступными на сайте «Подвиг народа», говорят о том, что родившийся в 1912 году в Белоруссии Лев Томчак, служил в Красной Армии с 1931-го по 1937 год. Летом 1937 года в Закавказском военном округе, где он служил, активно шло увольнение командно-начальствующего состава по политическим мотивам: исключение из партии; знакомство с теми, кто был объявлен врагом народа и арестован, прежняя служба в царской или белогвардейской армиях; наличие родственников за границей. Лётчик 44-го отдельного авиаотряда лейтенант Томчак, поляк по национальности, был уволен как «не внушающий политического доверия, поскольку имел родственников за границей». Решение было принято военсоветом Закавказского военного округа 18 сентября 1937 года. С 1 апреля по 20 октября этого года число уволенных в этом округе составило 548 человек, или 10% командно-начальствующего состава. Причины увольнения каждому разъяснили, как и права для обращения в комиссию по трудоустройству. И, скорее всего, Лев Борисович устроился работать в Ново-Аннинском районе, по месту жительства жены. Можно предположить, что эти события и повлияли на то, что он начал воевать только в 1942 году.

В полдень 7 мая этого года жители Селищенского сельского поселения и деревни Шуваево, поисковики, учащиеся основной Шуваевской школы и юнармейцы средней школы № 2 собрались на окраине деревни Нивы. Здесь состоялся митинг и торжественное открытие памятника лётчикам, погибшим 17 января 1943 года. Экипажу старшего лейтенанта Н.В. Иванова не удалось доставить смертоносный груз до поставленной цели, и многотонная машина взорвалась от удара о землю у деревни Нивы. Вместе с ним погибли штурман П.Е. Власенко, воздушный стрелок-радист И.И. Кривоженко, пилот И.Я. Ежов и воздушный стрелок Н.С. Алексеенко. На братском захоронении деревни Шуваево есть фамилия старшины Николая Семёновича Алексеенко, воздушного стрелка этого же экипажа, найденного в послевоенные годы местными жителями. По данным Управления 222-й авиационной дивизии, 2 февраля 1943 года в списки о потерях начальствующего и рядового состава 37-го полка были внесены все пять членов экипажа. Но ничего не сказано, где они погибли и по какой причине. Из письма родственника П.Е. Власенко известно, что его дочь получила похоронку о гибели отца при выполнении боевого задания без указания места гибели.

В нашем Верхневолжском крае начался боевой путь заслуженного лётчика-испытателя, лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Георгия Тимофеевича Берегового. Боевым крещением Георгий Береговой считает один из первых вылетов на участок железной дороги Великие Луки – Ржев, по которой немцы питали Ржев техникой и людьми. «Ведомая им тройка штурмовиков обнаружила и уничтожила вражеский эшелон с боевой техникой и боеприпасами. Но после этого налёта боевая машина Берегового не возвратилась на свой аэродром в Зехново. Самолёт был подбит зенитным огнём и, едва перевалив за линию фронта к своим, сделал вынужденную посадку среди мелкого леса. Лётчик чудом уцелел. Придя в сознание, Георгий Тимофеевич вскоре добрался до лесной деревушки. По рассказу Василия Семёновича Лебедева, родившегося в деревне Куричино, именно он со своими друзьями-сверстниками помогал будущему космонавту выбираться из кабины самолёта и добраться до деревни. Местные жители накормили его, мальчишки раздобыли для гостя целую горсть махорки, знатоки местности проводили до лесной дороги. На попутном грузовике добрался до своего аэродрома. Отдохнуть не пришлось. «Береговой, принимай машину – и в воздух! – раздалась команда. – В районе Нелидова раздувает пары немецкий состав с танками и артиллерией. Надо успеть перехватить его!» Вражеский эшелон был разбит. А на следующий день у развёрнутого полкового знамени перед строем генерал, прибывший из политуправления фронта, вручил Береговому награду – орден Красного Знамени. Ещё много раз от мощных ударов штурмовика Берегового полыхали, разлетались в щепки немецкие эшелоны, склады боеприпасов и горючего, навсегда замирали батареи. После кратковременного отдыха лётчики части, в которой он воевал, в Калинине получили новые боевые машины, доставили их на аэродром Крапивня. Затем другие фронты, новые схватки с врагом, долгожданная Победа».

…Стоял август сорок второго. Шли кровопролитные бои за Ржев. Дым пожарищ уже несколько недель не рассеивался над городом и осложнял действия лётчиков. В такой обстановке непросто было ориентироваться и разбить врага. Один из боёв этих дней закончился плачевно для Виталия Попкова, умелого и отважного воздушного бойца, на счету которого уже было несколько сбитых самолётов.

…Поединок уже длился около часа. Противником Виталия Ивановича был опытный лётчик Люфтваффе. Тактика боя, предложенная фашистским ассом, была исключительно сложной, на авиационном языке она называлась «бой в вертикальном манёвре», но пока никто не допускал ошибки. Боевые машины на предельных скоростях молниеносно сходились и расходились, каждый стремился опередить другого в выполнении манёвра. Молодой лётчик впервые вёл такой длительный и сложный бой. Он делал круг за кругом, но противник уходил и пытался атаковать сам. И тогда Виталий вдруг описал петлю и на выходе из неё атаковал. Наблюдавшие этот бой с земли облегчённо выдохнули: «Всё, сейчас завалит!» Но в последнюю секунду фашист ускользнул, потеряв уверенность в своих силах, стал выходить из боя. Виталий дал вдогонку несколько очередей и подбил немецкий самолёт. Победа! Но в этот момент бой принял новый оборот: неожиданно из густого марева пожарищ выскочил ещё один «Мессер». Виталий не успел среагировать, очередь прошила его самолёт. Собрав последние силы, он на высоте трёх тысяч метров покинул горящую машину. Дёрнул за кольцо парашюта, а тот не раскрылся. Потом всё же раскрылся, но… лопнул… Удар смягчили ветви деревьев и болото, в которое он угодил. Однако успел сильно обгореть.

Приехавший в госпиталь навестить подчинённого командир полка В.А. Зайцев ободрил Виталия: «Ваш бой – не просто тактическая победа. Вы доказали, что советская тактика превзошла немецкую, что наши машины маневренней. Поздравляю! И жду Вашего возвращения в строй».

Из лётной книжки В.И. Попкова: «Ведомый в паре. Прикрывать шоссейную дорогу Селижарово – Ельцы – Бахмутово. 13.40-14.45. Два ЛаГГ-3 прикрывали шоссе по заданию; встреч с воздушным противником не было. Ведомый в паре. Прикрывать шоссейную дорогу Селижарово – Ельцы – Бахмутово. 16.43-17.53. Два ЛаГГ-3 на Н=1000 м. Задание выполнено. В районе Высокого атаковали Ю-88. Ушёл в облака». К концу войны он совершил более 400 боевых вылетов, 38 раз ходил на штурм аэродромов, переправ, живой силы и техники противника, успешно провёл 117 воздушных боёв, сбил лично 46 немецких самолётов (последний – 1 мая 1945 года в небе Берлина) и 13 – в группе. Получается, уничтожил полтора авиаполка. На его счету один воздушный таран.

8 июня 1943 года лейтенанту В.И. Попкову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». А 27 июня 1945 года второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

«Советские лётчики игнорировали чувство самосохранения», – констатировал генерал Люфтваффе В. Швабедиссен в книге «Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации в 1941-45 гг». Он сделал верный вывод: «Русские ВВС своей упорной решительностью и гигантскими жертвами смогли предотвратить своё полное уничтожение и заложить предпосылки своего будущего возрождения».

Подготовил Вячеслав СМИРНОВ

Оставить комментарий

Комментарии:
  • Загрузка...
Архивы:
artafish.ru alexeysedov.ru